2016-01-15

Хирургическое лечение облитерирующих поражений артерий

В исследовании сформирована выборка из 145 больных (151 конечность), однородная по гендерному и нозологическому признакам, локализации облитерирующего поражения артериального русла и тяжести ишемического синдрома; исключено возможное влияние фактора предшествующей операции, а также изменений, связанных с анатомическим (постампутационным) дефектом на результаты исследования. Все хирургические вмешательства выполнены под эпидуральной анестезией.


В зависимости от вида вмешательства больные условно распределены на четыре группы.

В 1-ю группу включены 34 пациента, которым на 35 конечностях выполнено бедренно-подколенное шунтирование или протезирование (БПШ). В качестве трансплантата в 7 случаях применен синтетический тканный протез, в одном - ксенобиопротез («Кемангиопротез»), в остальных - реверсированная аутовена. В 24 случаях дистальный анастомоз наложен выше, а в 11 - ниже щели коленного сустава. У части больных перед наложением дистального анастомоза ниже щели коленного сустава проводилась локальная открытая эндартерэктомия из подколенной артерии и устьев берцовых артерий. Однако реконструкция или восстановление более дистальных отделов берцовых артерий в этой группе не проводились.

Во 2-й группе было 43 больных (44 конечности), которым выполнена полузакрытая эндартерэктомия (ЭАЭ) из бедренно-подколенного сегмента, также без продолженной реваскуляризации берцового сегмента. Во всех случаях в качестве петлевого инструмента использованы кольца Volmar.

В 3-ю группу вошли 33 больных (34 конечности), которым выполнены те или иные АР берцовых артерий. Среди них в 20 случаях АР подко-ленно-берцового сегмента выполнены в качестве первичной операции из доступа к подколенной и берцовым артериям в верхней трети голени (14 случаев) или из двух доступов - в верхней и нижней трети голени в проекции задней большеберцовой артерии (6 случаев). Четырнадцати больным первоначально выполнена полузакрытая ЭАЭ из бедренно-подколенного сегмента (11 случаев) или бедренно-подколенное шунтирование (3 случая), а затем, вторым этапом - подколенно-берцовая реваскуляризация, в 2 случаях - непосредственно после завершения ЭАЭ, в 9 - в течение 1-х суток, в 3 случаях - на 3-7-е сутки после бед-ренно-подколенной АР. В 3-й группе 4 больным выполнено бедренно-заднебольшеберцовое шунтирование, в 3 случаях - подколенно-задне-большеберцовое шунтирование, в 11 - открытая эндартерэктомия из подколенной, заднебольшеберцовой артерии (ЗББА), устьев передней большеберцовой артерии (ПББА) и межкостной артерии с последующей пластикой с помощью аутовенозной заплаты, в 8 - полузакрытая ЭАЭ из берцовых артерий в антеградном направлении, в 8 - открытая ЭАЭ из подколенной артерии ПББА с полузакрытой ЭАЭ из ЗББА, в том числе в 6 случаях - с наложением артериовенозной фистулы в нижней трети голени (у медиальной лодыжки).

В 4-й группе на 38 конечностях у 35 больных выполнена профундопластика с помощью аутоартериальной заплаты, выкроенной из поверхностной бедренной артерии с выключением ее из кровотока.

Все четыре группы были сопоставимы по частоте случаев язвенно-некротического процесса на стопе, а также выраженной сопутствующей патологии.

Начальной точкой включения в исследование считали дату проведения первой АР. Результаты анализировали в течение 5-летнего периода с момента включения в исследование. Фиксировали дату выполнения первой «большой» ампутации (бедра или голени) или смерти

пациента (конечные точки исследования). Эти сведения получали в ходе анализа повторных обращений, фиксированных в базе данных «Клиника» ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России, из баз данных АИС «Учет и анализ деятельности стационаров города» и АИС «Учет и анализ смертности в городе» Кустового медицинского информационно-аналитического центра управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка (КМИАЦ) (директор - профессор Г. И. Чеченин), а также путем опроса по телефону пациентов или их родственников.

При анализе показателей «выживаемости без ампутации» любое из указанных выше событий считали «случаем неблагоприятного исхода», при анализе показателей «выживаемости» - только случаи летальных исходов. Больные, сведения о которых отсутствовали, и те, у которых фактический период наблюдения закончился до 5-летнего интервала, считались «выбывшими из исследования». При анализе показателей «сохранение конечности» случаем неблагоприятного события считали дату первой ампутации бедра или голени, а показателем «сохранение коленного сустава» - дату ампутации бедра; выбывшими из исследования в этих случаях считали больных, сведения о которых отсутствовали, тех у которых фактический период наблюдения закончился до 5-летнего интервала, а также - умерших в течение 5-летнего периода больных, если им ампутация не проводилась.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...