2013-05-31

Обструктивное апноэ во сне (ОАС)

Обструктивное апноэ во сне (ОАС) – более пяти ежечасно повторяющихся эпизодов апноэ/гипопноэ, наблюдается примерно у 24% мужчин и 9% женщин. ОАС является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа, напрямую зависящих от увеличения массы тела.

В 2008 году Международная федерация диабета, в связи с высокой распространенностью ОАС у больных сахарным диабетом 2 типа и корреляцией изменения толерантности к глюкозе с тяжестью ОАС, рекомендовала повысить внимание к возможным ОАС у диабетиков, а также оценивать метаболические нарушения при ОАС. Однако нескольким исследованиям не удалось однозначно заключить, что ОАС можно считать независимым фактором риска развития сахарного диабета.

Нарушение гликемии натощак (НГТ) и нарушение толерантности к глюкозе (НТГ) коррелируют с тяжестью ОАС. В нескольких перекрестных исследованиях отмечена независимая связь снижения чувствительности к инсулину с наличием и выраженностью ОАС. Однако другие исследования сообщают, что ОАС у пациентов с резистентностью к инсулину и метаболическим синдромом определяется ожирением, а не характерными расстройствами дыхания во сне.

Направленные на изменение образа жизни стратегии рекомендуют для лечения апноэ прибегать к низкокалорийной диете или к бариатрической хирургии, способных снизить индекс ИАГ – часовую частоту приступов апноэ на 40% и гипопноэ на 70%.


Однако большинство исследований пациентов с ОАС включали мужчин, у женщин синдром апноэ во сне остался малоизученным. В связи с этим, целью настоящего исследования было определение связи ОАС с нарушениями метаболизма глюкозы у пременопаузальных и менопаузальных женщин с ожирением и без диабета, а также оценка влияния 3–месячной модификации образа жизни на гомеостаз глюкозы.

Материалы и методы. В исследование включили 98 женщин с ожирением без диабета. Именно при отсутствии диабета с большей достоверностью можно отследить взаимосвязь ОАС с изменениями метаболизма глюкозы.
Была собрана информация о курении, использовании лекарственных средств и семейном анамнезе сахарного диабета. Менопаузальный статус был определён как аменорея в течение 12 месяцев.
С помощью Шкалы сонливости Epworth оценивалась чрезмерная дневная сонливость до и после вмешательства. До начала модификации образа жизни и через 3 месяца были оценены антропометрические показатели, артериальное давление, частота сердечных сокращений и состав тела. Окружность шеи измерялась чуть ниже гортани, окружности талии - на уровне пупка.
Гликемия натощак и нарушение толерантности к глюкозе определялись по критериям Американской диабетической ассоциации. Чувствительность к инсулину оценивали по толерантности к глюкозе, расчёту индекса чувствительности к инсулину (ISI), оценивающим чувствительность к инсулину мышечной ткани и печени. 

Модификация образа жизни включала еженедельное посещение центра нутритивного образования, советы по изменению физической активности и психологическую поддержку. Наблюдаемые вели дневник питания, физической активности и эмоциональных реакций.
Ежедневная потребность в калориях рассчитывалась по уравнению Харриса-Бенедикта. Предполагался 750-ккалорийный дефицит при рассчитанной ежедневной потребности 1200-2000 ккал. Программы по физической активности включали 210 минут еженедельных упражнений с 70% аэробной нагрузки умеренной интенсивности и 30% силовых упражнений.
Все участники прошли амбулаторную ночную полисомнографию до и после модификации образа жизни. Записывались следующие параметры: ЭКГ, скорость потока воздуха через нос, участие грудных и брюшных мышц, насыщение крови кислородом (SaO2) по пульсоксиметрии, храп и положение тела.
ОАС определялось как полная остановка потока воздуха во время сна в течение 10 или более секунд; гипопноэ - снижение потока воздуха на 10 и более секунд, сопровождающееся сокращением SaO2 ≥ 4%.
В соответствии с международными рекомендациями ОАС считается лёгким при ИАГ 5-15, умеренным с ИАГ 15-30 и тяжёлым с ИАГ выше 30.

Результаты и выводы. Из всех участников у 54 (55,1%) полных женщин имелось ОАС, лёгкое течение в 70.4%, умеренное в 25.9% и тяжёлое в 3.7% случаев.
У пременопаузальных женщин с ОАС выявлена значительно большая инсулинорезистентность, выше уровни глюкозы натощак после ГТТ и распространенность НГТ, чем при отсутствии ОАС, даже после поправки на ИМТ и отношение окружностей талии и бедер (ОТБ).

Менопаузальные женщины с ОАС имели аналогичные показатели ГТТ, как и при отсутствии ОАС. Показатели дневной сонливости были значительно выше при ОАС вне зависимости от гормонального возраста.

При многофакторном анализе выявлено, что среднее и минимальное ночное значение SaO 2 и шейно-ростовой индекс отрицательно и независимо коррелируют с индексом инсулинорезистентности (р <0,0001)  и уровнем глюкозы натощак (р <0,0001).
Модификация женского образа жизни при наличии ОАС индуцировала 5% снижение веса и значительное увеличение минимальной ночной SaO2, чувствительности к инсулину, показатель ГТТ и функцию β-клеток. Изменения постпрандиальной глюкозы и чувствительность к инсулину имели чёткую связь именно с ночной SaO2 (р <0,05), а не с изменением массы тела.

Исследование показало, что при женском ожирении, из-за ночной гипоксии за счёт механизмов, частично зависящих от ожирения, нарушается метаболизм глюкозы. В пременопаузе ОАС сильнее связано с нарушением толерантности к глюкозе, чем после менопаузы. Модификация образа жизни приводит к уменьшению ночной гипоксии и улучшению метаболизма глюкозы у женщин с ОАС.

Мифы о средствах для похудения

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...