29 февр. 2012 г.

Лечение ДЦП и иглорефлексотерапия

Человечество со времени ранних сроков развития цивилизации, когда новорожденные, как
здоровые, так и с отклонениями, имели шанс выжить,  столкнулись с сильным противником,
пагубно  влияющим  на  всю  жизнь  ребенка,  и  окружающих  его  родственников  –  детским
церебральным параличом.
Утверждая,  что  детский  церебральный  паралич  можно  и  необходимо  лечить,  следует
сказать,  что  лечить  это  заболевание  как  можно  раньше-  как  только  появились  весомые
неврологические  признаки  нарушенного  развития  ребенка.  В  этом  случае,  как  нельзя  лучше подходит принцип: «Слишком рано- гораздо  лучше чем слишком поздно».
В первую очередь сейчас уже ясно, что необходимо как можно активнее начать лечение
ребенка  при  выявлении  в    первые  месяцы  его  жизни  психоневрологических  симптомов
отклонения  развитии,  особенно  если  клинические  признаки  подтверждаются  и  данными
практических исследований  (УЗИ головного мозга, свидетельствующие о внутрижелудочковом
кровоизлиянии, перивентрикулярной   лейкомаляции и др. ), ЭХО, ЭЭГ, КТ, УЗДГ сосудов головного  мозга и др.

Ранее  начало  лечения    с  1,5-2-4  месяцев  жизни  ребенка  позволяет  предупредить
формирование  патологических  двигательных  стереотипов.  В  процессе  роста  и
функционирования  нервная  система    под  влиянием  внешних  и  внутренних  стимулов
устанавливает  определенные  связи  между  нейрональными  системами,  так  называемыми
«Динамическими стереотипами» (Анохин П.К. 1964-1974г.) Имеются ввиду те самые движения,
которые, раз установившись и закрепившись , в дальнейшем в течении жизни срабатывают
уже автоматически. Импульсы, возникающие при работе того или иного нервного акта, уже
идут по этим связям как поезд по переведенным стрелкам. Динамические стереотипы могут
быть как физиологические, которые необходимы в работе нервной системы в норме, так и
патологические, искажающие необходимые результаты формулирующие их неправильными –
патологическими.  В  процессе  роста  нервные  клетки  по  мере  созревания  на  уровне
биохимических  процессов  характеризующих  степень  зрелости  и  закрепляющихся  уже  на
анатомическом  уровне,  делают  ее  уже  и  функционально  устойчивой.  Это  приводит  к
«закрытию»  функциональной  системы,  не  поддающейся  изменению  в  процессе  дальнейшего
лечения (Скворцов И.А. 2000).
Имеют  значения и  сроки  созревания  функциональных  систем,  из  которых  формируются
сложные  межнейрональные  ансамбли,    обеспечивающие  комплексные  сложные  действия
нервной  системы  в  жизни.  В  случае  если  созревание  одной  системы  происходит  не  в
положенные  сроки,  а  значительно  позже,  уже  не  могут  быть  установлены  правильные  и
полноценные  функциональные  связи  с  другими  система.  Учет  данных  механизмов  также
стимулирует решение о начале лечения как можно раньше. Наконец, отклонения в развитии
на  предыдущих  этапах  развития  сказываются    и  на  последующих  уровнях,  окончательно
2

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
чувство спастичности (повышенного мышечного тонуса), как и других мышечных, фиксируется
на уровне коры головного мозга (задняя центральная извилина). В работе и регуляции многих
функций  принимают  участие  структуры  разных  уровней.  В  частности,  в  работе
двигательного  анализатора  принимают  участие  структуры  и  центры  5  уровней  системы
(Бернштейн Н.А. 1948-1954). Структурные и функциональные изменения начальных этапов –
фундамента  в  течении  последующего  роста  пагубно  сказываются  на  формировании  более
сложных  двигательных  функций,  которые  развиваются  как  искаженные  и  уродующие  весь
двигательный профиль человека.
Во всех монографиях, посвященных лечению неврологических заболеваний, в том числе и
лечению  детского  церебрального  паралича,  кратко  описывается  этиология,  патогенез,
клиника  заболевания  и  так  же  кратко,  в  общих  чертах  перечисляются  возможные  точки
иглорефлексотерапии для использования в лечении этого заболевания. При этом абсолютно не
даются  конкретные  правила  их  сочетания  (  за  исключением  некоторых  работ  –например,
отдельные рецепты Тенк Г. (1988,1974), не расписываются сами комбинации, и не предлагается
объяснение тактики хода процесса лечения с ближайшими и отдаленными задачами.  Авторы,
перечисляя десятка полтора –два точек, не дают ни варианты сочетания – какую с какой, в
какой  последовательности  какую  за  какой,    как  и  в  какой  день  –  сеанс  брать  то  или  иное
сочетание. Нет сообщения о возможных ответных реакций и о дальнейших направлениях хода
лечения в зависимости от той или иной полученной реакции и ситуации. Не предлагается и ход
размышлений  о  том,  как  меняется  тактика  ведения  больного  в  зависимости  от
сопутствующих осложняющих клиническую картину симптомов и синдромов. Таких вопросов в
процессе работы возникает множество.
Используя разные способы и подбирая продуманные сочетания рефлекторных зон, можно
повлиять  почти  на  все  функциональные  процессы  в  организме.  Надо  только  знать,  что
необходимо изменить и какие физиологические механизмы следует использовать. Неоспоримое
преимущество иглорефлексотерапии в том , что при применении этого метода не вводится
никаких дополнительных химических агентов.    
В  связи  с  этим  можно  лишь    лишний  раз  напомнить  о  большом  перечне  побочных,
токсических,  парадоксальных  ближайших  и  отдельных  влияний  большинства    лекарств,  на
пищеварительную,  сосудистую,  выделительную  и  остальные  системы.  Например,  одним  из
интересных  факторов    экспериментальной  науки  о  влиянии  лекарств  на  обмен  белков  в
структурах  головного  мозга  является  тот  факт,  что    применение  центральных
холинолитиков    приводит  к  снижению  концентрации  белка  S-100.  Белок  S-100  –
нейроспецифический пептид, участвующий в изменении свойств межсинаптической передачи и
влияющий  на  усвоение  новых  навыков,  т.е.  долговременной  памяти  (Захаров  В.В.,  Яхно  Н.Н.,
2003).
Предлагая  для  использования  в  процессе  лечения  иглорефлексотерапию  (даже  еще  не
говоря о самой сложности использования этого метода), врачу надо знать и процесс роста и
развития  этого  ребенка,  и,  соответственно  особенности  функциональных  возможностей  в
тот или иной возрастной период. Необходимо знать ответные реакции, на которые следует
ориентироваться  в  процессе  лечения.  Также  необходимо  учитывать  и  психологические
особенности  ребенка,  чтобы  найти  правильный  подход  к  нему  и  не  причинять  излишних
психотравм.
3

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
Возвращаясь к исключительным возможностям лечения детского церебрального паралича
с помощью иглотерапии, следует отметить, что она, существуя как метод лечения тысячи
лет в восточных странах, с большой долей скептицизма воспринималась и иногда до сих пор
воспринимается  в  западной  цивилизации.  В  восточных  странах  до  настоящего  времени
иглотерапия  продолжает использоваться  в  том  же  виде и  на  тех  принципах,  как она была
создана и развивалась веками.
Говоря о восточной медицине, созданной на основе философии, следует подчеркнуть, что
эти понятия основываются на том, что все в  существующее мире делится на две полярные
крайности,  обозначаемые  в  восточной  философии  как  инь  и  ян.   Действительно,  все  имеет
верх  и  низ,  плюс  и  минус,  свет  и  тьму,  холод  и  жару,  далекое  и  близкое,  и  так  делится
абсолютно все, что имеется в этом мире. Вместе с тем весь мир пронизан разными видами
энергии, которые также делятся на инь и ян. По современной теории, весь материальный мир
является  производным  от  застывшей  энергии.  Имеются  периоды  максимального  и
минимального ее проявления и существуют взаимовлияющие друг от друга функциональные
связи.  Материя  же,  существуя  в  конкретном  виде  и  в  конкретном  месте,  несет  в  себе  всю
информацию обо всем в мире. Состояние материи зависит от влияния и количества энергии.
При этом очень важно , что все эти влияния происходят не последовательно друг за другом ,
как  понимается  этот  процесс  при  мышлении  в  европейской  науке,  а  одновременно  и
повсеместно  –  по  голографическому  принципу.  На  этих  основных  законах  строится  все
мировоззрение восточного мира, в том числе и медицина.
К человеку, в данном понимании, прежде всего, подходят не как к системе органов, тканей
и их состояния, а как целостной функциональной системе. Органы, упоминаемые в описании,
прежде  всего,  представляют  определенную  систему.  Например  меридиан  легких-  это  не
только  легочная  ткань.  Прежде  всего,  это  функциональная  система,  связанная  со  многими
системами и обеспечивающая функцию дыхания. Сюда входит и кожа , и кровь, нос, горло и
локальные  изменения  по  ходу  этого  меридиана  и  т.п.  Поэтому  точки  этого  меридиана
используются  при  болях  в  области  ключицы,  потемнений  в  глазах,  аритмии  сердца,
заболеваний  носоглотки  легких,  кожи,  волос,  иммунной  системы.  Используют  их  также  при
наличии боли внутренней поверхности руки, повышенной температуре, болях в груди, горле,
носу, заболеваний крови, нарушении мочеиспускания, астматическом кашле, ознобе, жажде и
т.д.  Представленные  в  соответствующих  книгах  точки,  их  локализация,  показания  для  их
использования  и  общие  сведения  о  меридианах,  их  функциях  многократно  описаны  в
монографиях  и  руководствах  Джу  Лянь,  1956,  Вогралик  В.Г.  1972,  1978,  Тыкочинская  1974,
Табеева Д.М. 1980, ЛУвсан Г.,Хоанг Бао Тяу 1988. Нет необходимости еще раз представлять
эту общую информацию, заполняющую большой лист в каждой публикации. Но гораздо важнее
акцентировать внимание на существовании особых правил подбора этих фундаментальных
составляющих. 
Именно правила сочетания функционально значимых точек, позволяющих влиять на ход
течения  энергии,  а  через  нее  и  необходимые  функции  организма,  и  являются  наиболее
важными. Именно они являются залогом успеха проводимого лечения.
Правила  очень  сложные.  Они  также  описаны  во  многих  источниках,  и  опять  же  для
сохранения времени и печатного пространства лучше отправить читателя к тем же полным
и подробным руководствам. Здесь же можно лишь упомянуть, что эти правила созданы на тех
4

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
же  восточных  философских  канонах  с  использованием  понятий  инь-ян,  полноты-пустоты,
стимуляции-подавления  (бу-се)  и  целого  перечня  правил  взаимодействия  между
морфофункциональными структурами  (теория У-СИН, концепция ЦЗИН-ЛО и др.)
Обобщая собранные наукой данные об иглорефлексотерапии, можно лишь говорить, что
восточная  медицина,  не  вдаваясь  в  изучение  механизмов  проходящих  внутри  организма,
просто часто практически использует возможности этого метода лечения. При этом метод
лечения  является  уникальным  и  вместе  с  тем  универсальным.  Западная  же  медицина
стремится  изучить,  как  это  работает  и  пытается  изучить  происходящие  изменения  в
организме  под  влиянием  применения  иглорефлексотерапии,  используя  современные
медицинские приборы.
Только  перечисляя  изученные  теории,  можно  представить  то  огромное  многообразие
влияний, которые имеют акупунктурные точки на функции организма. Основными теориями
механизма  действия  рефлексотерапии  являются:  тканевая,  гистаминовая,
капиллярная,флокуляционная,  электрическая,  ионная,  малого  атомного  взрыва,
электромагнитная и др. (подробнее эти механизмы описаны в руководствах и монографиях –
Тебеева Д.М. , 1980, Вогралик В.Г. ,1976, и многих других) .Можно предположить и дальнейшем
разработки  новых  теорий  с  использованием  новых  данных  о  голографических  механизмах
строения вселенной и подобных механизмах деятельности структур мозга в частности.
В практике же, интересующей лечащих врачей и в большей степени пациентов, следует в
первую очередь думать о том, как достичь максимального эффекта лечения. В связи с этим,
сравнивая подходы к использованию иглорефлексотерапии- восточный ( применяя сложные и
непонятные  правила  сочетаний  точек)и  западная  (применяя  выбранные  точки,  исходя  из
физиологических данных, известных западной медицине) - можно лишь предложить выбрать
предпочтение  использования  первоначально  созданной  и  развившейся  методике,  т.е.
восточной.
Тенк  Г.  (немецкий  педиатр-    иглорефлексотерапевт,  имевшая  многолетнюю  учебную
практику  в  Китае  и  проработавшая  много  лет  на  родине)  сообщает:  «  Так  как  я  могу
сравнивать  результаты  практического  применения  западных  и  китайских  методов  лечения
акупунктурой (вначале я работала в соответствии с так называемыми западными методами
лечения  акупунктурой),  то  я  должна  отметить,  что  результаты  лечения  китайскими
методами  даже  при  лечении  наших  западных  пациентов  оказались  несравненно    более
эффективными».
Практические  наши  наблюдения  при  использовании  иглорефлексотерапии  в  лечении
детского  церебрального  паралича  в  течении  многих  лет  предшествующие  теоретическому
осмыслению показали очень высокую эффективность проводимого лечения. Причем идет речь
не только об известных курсах лечения из 10-15 сеансов описанных в ряде статей, монографий
, методических рекомендациях (Табеева Д.М., 1980, Семенова К.А. , Штеренгерц А.Е., Польской
В.В.,  1986,  Польской  В.В.,  1985,  Голанов  В.П.,  1988,  Александров    В.И.,1994,  и  др.,).  Здесь  особо
отмечается  более  высокая  эффективность    лечения  при  использовании  курсов,  длящихся
несколько  десятков  сеансов.  Иногда  такое  лечение  длится  и  несколько  месяцев  подряд.
Возможно, именно длительно продолжающиеся курсы  могут быть правильным единственным
решением  в  выборе  тактики  длительного  лечения  детского  церебрального  паралича.  У
5

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
болезни  нет  и  не  может  быть  ни  выходных,  ни  праздников.  Патологический  механизм
действует каждый день, каждый час, каждую секунду. Поэтому лечебные воздействия должны
оказывать корректирующее и стимулирующее влияние как можно дольше и непрерывнее.
На  все  отделы  нервной  системы  можно  оказать  избирательное  влияние  с  помощью
воздействия на определенные точки акупунктуры.
Иглорефлексотерапия в детском возрасте имеет свои особенности. Маленький ребенок
не может рассказать об испытываемых во время акупунктуры ощущениях (ломоты, отдачи,
жжения, онемения и др.), на основании которых специалисты ориентируются на правильное
попадание  в  точку  у  взрослых.  У  детей  приходится  ориентироваться  на  точные  знания
топографического расположение точки, особенности ее укалывания, глубины ее расположения
и т.д.
У  детей  точки  лежат  поверхностней,  чем  у  взрослых.  Если  у  взрослых  наиболее
характерная глубина расположения точки -0,5-2,5 сантиметра, то у детей точки чаще всего
лежат на глубине 0,2 -0,5 сантиметров (хотя немало точек лежит на глубине 2-3 и даже 6
сантиметров).
Имеется  различие  и  в  площади,  занимаемой  точкой.  Если  взрослых  площадь  кожи,
занимаемая  точкой  (при  точном  определении  ее  месторасположения  с  помощью
электроаппаратов)  равна  1-2  миллиметра,  то  у  детей  эта  площадь  гораздо  шире  -4-6
квадратных  миллиметров,  а  зона,  прилегающая  к  точке,  с  которой  также  можно
воздействовать  на  точку,  может  быть  еще  шире.  С  возрастом  по  мере  созревания  всего
организма,  происходит  и  созревание  точек,  уменьшение  площади  кожи,  занимаемой
биологически активной точкой.
При  проведении  сеанса  иглорефлексотерапии  у  детей  требуется  повышенная
осторожность при укалывании точек, так как у них более ранимая кожа и сосуды, и особенно у
детей первых дней жизни.
Так же, как и при методических описаниях проведения иглорефлексотерапии для взрослых
характер  воздействия  на  точку у  детей    может  делиться  на  два  варианта  –  тормозной и
возбуждающий, но у детей следует ориентироваться не на время оставления иглы в точке, а
на появление реакции в соответствии с поставленной целью
При  возбуждающем  методе  укалывания  можно  брать  большее  число  точек  –  8  -14,
действие  должно  быть  менее  продолжительно  от  30  секунд  до  10-15  минут.    Возможно
проведение приемов вращения , пунктуации и др.
И  при  тормозном,  и  при   возбуждающем  методе  воздействия  для определения  степени 
достижения  желаемого  эффекта  следует  следить  за  ответными  реакциями  и  ходом  их
развития во времени.  В зависимости от индивидуальных особенностей детского организма
эффект  тормозного или  возбуждающего  воздействия  может  наступить  в  течение разных
промежутков  времени. При  оставлении  иглы  в точке,  наблюдая  за  ходом угасания  местной
кожной реакции, можно выбрать момент для снятия игл.
6

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
При использовании ряда дистальных точек в области голени, стопы, предплечья или кисти
за ответной реакцией можно следить и по показателям улучшения кровообращения в этих
отделах конечности.
Так,  поставив  иглы  в  точки  на  ноге,  надо  следить  за  цветом  и  температурой  пальцев
стопы.  У  детей,  страдающих  детским  церебральным  параличом,  пальцы  рук  ,  стоп  и  сами
стопы обычно бывают холодными и излишне потливыми вследствие  нарушения центральных
механизмов регуляции кровоснабжения этих отделов. В течение сеансов иглорефлексотерапии
можно заметить , что через 1-2 минуты кончики пальцев стопы начинают розоветь (обычно
реакция  начинается  с  большого  пальца    стопы),  а  затем  начинают  теплеть.  Температура
кожи пальцев при проверке на ощупь может стать значительно выше температуры других
участков тела. Затем зона покраснения и потепления кожи может расшириться и захватить
почти всю стопу а иногда и всего ребенка. После достижения максимума реакция потепления
кожи  начинает  постепенно  угасать  и  через  некоторое  время  цвет  и  температура  кожи
стопы и пальцев становится нормальной, но выше чем была до сеанса. У разных детей время
появления  этой  реакции,  ее  длительность  и  сроки  начала  угасания  бывают  разными.  В
зависимости  от  характера  воздействия  (тормозного  либо  возбуждающего)  иглы  можно
вынимать при различной степени развития этой реакции. Этот феномен свидетельствует
об активных  метаболических процессах в организме, в первую очередь интересующих нас в
соответствующих зонах головного мозга.
Показателем  хода  ответной  реакции  может  служить  и  степень  схватывания  иглы
кожей.  При  введении  иглы  в  точку  вокруг  иглы  образуется  кожный  валик,  возникающий  в
результате  сокращения  мышечных  волокон  самой  ткани  кожи.  Вращение  иглы  в  это  время
несколько  затруднено  и  может  быть  не  приятно  для  больного.  Через  некоторое  время
происходит расслабление кожного валика, и игла может свободно проворачиваться. При более
длительном  воздействии  на  точку  кожа  может  настолько  расслабиться,  что  игла
самопроизвольно  выходит  из  точки  и  выпадает  из  нее.  Некоторые  авторы  рекомендуют
оставлять иглы до момента самостоятельного выхода иглы из точки. 
По  ходу  сеанса  можно решать,  когда  имеется  необходимость  удаления  иглы из  точки  :
либо на максимуме реакции схватывания иглы кожей, либо при некотором расслаблении кожи
либо при полном расслаблении и выпадении иглы из точки. Используя эти показатели, можно
индивидуально подбирать время воздействия на точки, а также решать вопрос о моменте
прекращения воздействия на точки.
В  ходе  лечебного  сеанса  у  детей  с  помощью  расспроса  трудно  узнать  о  их  состоянии.
Между  тем  в  процессе  иглоукалывания  у  ребенка  возможно  появление  вегетотивно-
коллаптоидного шока. 
Для  определения  момента  его  развития  можно  ориентироваться  на  вегетативные
показатели организма.
Помимо наблюдения за состоянием ребенка в течении одного сеанса необходимо следить
за изменениями общего состояния его в течении всего курса лечения.
Одним  из  наиболее  важных  показателей  общего  состояния  ребенка  в  процессе  лечения
является  сон  и  его  качественные  характеристики  у  родителей  следует  выяснить  об
7

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
изменениях  скорости  засыпания,  длительности  сна,  глубины  его,  времени  и  быстроты
просыпания. Кроме изменения сна  у ребенка могут измениться аппетит, настроение, уровень
и активность бодроствания, может появиться или усилиться беспричинная капризность и т
.д.Все  эти  показатели  помогают  следить  за  ходом  лечения  и  дают  возможность  решить
вопрос о том, какой рецепт следует подобрать на данном этапе лечения.
Проводя  сеанс  иглорефлексотерапии  у  детей,  следует  учитывать  и  особенности
эмоциональной реакции. 
Дети в разном возрасте по-разному реагируют на сеансы иглорефлексотерапии. Дети до
года-  полтора  лет  не  зависимо от  уровня  развития  психики,  практически  не  боятся  сеанса
иглорефлексотерапии и не испытывают страха при виде иголок находящихся у них в теле. У
детей этого возраста может быть страх только перед началом сеанса так как они знают,
что в этом кабинете этот врач делает уколы. После быстрого введения иглы и ухода врача
ребенок  быстро  успокаивается  и  не  обращает  внимания  на  иглы,  находящиеся  в  его  теле.
Ребенок 2-4 лет воспринимает не только момент введения иглы , но испытывает осознанный
страх при виде иголок находящихся у него в теле.
Большего внимания требуют дети 6-8 лет и 12-14 лет жизни. В эти возрастные периоды,
более  чем  в  другие,  могут  возникнуть  осложнения  во  время  сеанса.  Несмотря  на  полное
спокойствие ребенка и соблюдение щадящего режима воздействия иголками, в этом возрасте
часто  появляется  тошнота,  рвота,  слабость,  потеря  сознания.  Эти  реакции  связаны  с
повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы, дающей вегетативный реакции
на воздействие иглорефлексотерапии. Они очень легко возникают в связи со значительными
гормональными  и  функциональными  перестройками  в  организме  в  эти  периоды  развития
организма. Приводимые нами рецепты являются в какой-то мере усредненными . Эти РЕЦЕПТЫ
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ строго определенной программой ЛЕЧЕНИЯ. Высокий эффект лечения возможен
лишь  при  продуманной  индивидуальном  лечении  каждого  ребенка.  Его  не  редко  приходится
менять по ходу лечения в связи с особенностями индивидуальных реакций. 
В  литературе  вопрос  о  возможностях  сочетания  ряда  видов  лечения  с  включением
иглорефлексотерапии  у  детей,  страдающих  ДЦП,  не  рассматривается.  Наш  практический
опыт  работы  показал,  что  большинство  процедур,  проводимых  в  комплексном  лечении
детского церебрального параличами, совместимы с иглорефлексотерапией.
Хорошо  сочетаются  процедуры  массажа,  лечебной  физкультуры,  но  эффективность
лечения будет выше, если сеансы иглорефлексотерапии проводить после  сеансов массажа и
лечебной  физкультуры.  Желательно  проведение  иглорефлексотерапии  и  после  пассивной
вестибулярной тренировки.  После проведения предыдущих процедур  должно пройти 0,5-1 час.
Вместе с тем, имеется ряд процедур, которые не рекомендуется включать в лечебный
комплекс одновременно с иглорефлексотерапией.
Одновременное проведение (в курсе лечения или один день с сеансом иглорефлексотерапии)
курса электропроцедур – импульсный ток, электрофорез, электростимуляция и т. д. может
привести  к  перегрузке  центральной  нервной  системы.  У  ребенка  могут  появиться  признаки
повышенной  нервно-рефлекторной  возбудимости,  ухудшается  сон,  в  поведении  начинают
преобладать  отрицательные  эмоции.  В  некоторых  случаях  дальнейшее  нарастание  этих
8

Иглорефлексотерапия и лечение детского церебрального паралича    к.м.н. Польской В.В.
признаков  может  привести  к  судорожной  готовности  ребенка  или  даже  к  появлению
судорожных  приступов.  Для  детей,  у  которых  в  клинической  картине  имеются  признаки
повышенной  нервно-рефлекторной  возбудимости  и,  тем  более,  судорожной  готовности,
сочетание иглорефлексотерапии и электропроцедур абсолютно противопоказано. У детей с
отсутствием этих признаков возможно сочетании иглорефлексотерапии и электропроцедур. 
В таких случаях следует чередовать сеансы этих видов лечения между собой через день, и при
этом необходимо тщательно следить за состоянием ребенка.
Снижение  эффективности  лечения  может  наблюдаться  и  при  сочетании
иглорефлексотерапии  с  водными  процедурами  –  плавание,  ванны,  гидромассаж.  Проведение
этой процедуры этих процедур в одном курсе или в один и тот же день нежелательно.
Иглорефлексотерапия оказывается менее эффективной после водных процедур в связи с
тем,  что  при  смачивании  происходит  выравнивание  функциональных  свойств  кожи,  как  в
области точки, так и вне точки. По крайне мене, после смачивания кожи в ванной происходит
выравнивание  разницы  электрических  потенциалов,  существующих  между  уровнем,
потенциала в точке и потенциалом вне точки (Нибойе Ж. 1974, де ля Фюи Р., 1973).
При проведении сеансов иглорефлексотерапии следует учитывать и лекарственный фон,
на  котором  провидится  лечение  иглоукалыванием.  Большинство  лекарств  не  оказывает
конкурирующего  действия  лечению  иглоукалыванием,  но  такие  лекарства,  как  люминал,
седуксен,  элениум,  радедорм,  ноксирон  и  другие  лекарства  из  группы  седативных  могут
снизить  эффективность  лечения,  их  лучше  назначать  за  1,5-2  месяца  до ИРТ  или  после  нее.
Снизить эффективность могут и гормональные препараты ( АКТГ, дексаметазон и др.). Ряд
других  лекарств,  стимулирующих  деятельность  структур  головного  мозга,  такие  как:
церебролизин,  энцефабол,  префизон,  ноотропил,  аминалон,  гаммалон  и  другие  –  могут
суммировать свое действие с воздействием иглорефлексотерапии и привести  к излишнему
возбуждению  центральной  нервной  системы.  Поэтому,  следует  ограничить  дозу
стимулирующих  препаратов  или  вообще  отказаться  от  их  применения  на  данный  период
времени.
В  настоящее  время  возможности  иглорефлексотерапии  продолжают  возрастать  ,  и,
видимо, в дальнейшем этот метод лечения сможет применяться так же часто и успешно, как
и  массаж,  лечебная  физкультура,  лекарства  и  другие  уже  давно  зарекомендовавшие  себя
методы  лечения.  Как  показывает  наш  многолетний  практически  опыт,  как  писалось  выше, 
следует  подключать иглотерапию и рекомендуемый комплекс лечения по возможности как
можно  раньше  (  на  практике  возможно  применение  иглорефлексотерапии  ч  1,5-2  месяцев
постнатальной  жизни  и  выполнять  как  можно  дольше  причём  желательно  в  режиме  NON STOP ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...