2012-02-28

ВСТУПЛЕНИЕ В МЕДИЦИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ (НОМУС): СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Большинство научных исследований в медицинских вузах производится учеными с законченным высшим образованием. Тем не менее, студенческая наука каждый год приобретает все большую и большую значимость не только для студентов-членов молодежных научных кружков (далее - МНК), но и для вузов в целом. Безусловно, главную роль в привлечении студентов и молодых ученых к выполнению научно-исследовательских работ (далее - НИР) на кафедрах вуза в АГМУ выполняет Координационный совет Научного общества молодых ученных и студентов (далее - КС НОМУС).
Ни для кого не секрет, что основная доля студентов, занимающаяся выполнением НИР, приходится на старшекурсников, в то время как студенты младших курсов составляют лишь небольшой процент от общего количества студентов занимающихся НИР. Процесс привлечения студентов на ранних этапах вузовского обучения (1-2 курсов) остается весьма проблематичным. Большинство студентов вступают в НОМУС на 4-6 курсах обучения, что объясняется переходом на клинические кафедры, обучение на которых вызывает у студентов больший интерес. Так же немаловажную роль играет меньшая учебная нагрузка и, конечно, ориентированность студентов в выборе будущей специальности.

Таким образом, мы видим следующую зависимость. Студенты, занимающиеся НИР с 4-6 курсов, успевают получить меньше новых знаний и опыта, становясь дипломированными специалистами, а соответственно в дальнейшем перед ними формируется больше задач для решения ряда вопросов как практического, так и теоретического характера. А те студенты, которые начинают заниматься НИР на младших курсах, по окончанию вуза имеют большую теоретическую базу, ценный практический опыт и клиническое мышление, что в разы повышает их востребованность как высококвалифицированных специалистов.
Учитывая данный факт, привлечение студентов младших курсов к выполнению НИР выглядит весьма важной задачей. Тем не менее, данный рекрутинг остается весьма затруднительным, что связанно с небольшой заинтересованностью и низким уровнем компетентности студентов младших курсов в выполнении научных исследований. Не меньшее значение имеют такие причины как высокая учебная нагрузка, преобладание теории над практикой, недостаточный уровень базовых знаний. Также зачастую студенты не имеют достаточного представления о выборе будущей специальности, что значительно снижает привлекательность их участия в выполнении соответствующих НИР.
Принимая во внимание вышеперечисленные причины, КС НОМУС АГМУ занимается интенсивным информационным обеспечением студентов младших курсов, используя следующие каналы связи: регулярные публикации в местных СМИ о возможностях и перспективах членов НОМУС, ежегодное знакомство первокурсников с общественными организациями вуза, в том числе и с научными. Следует отметить, что необходимую информацию студенты младших курсов получают от преподавателей и старшекурсников, являющихся членами МНК. Однако часто переданная информация остается либо искаженной, либо неполноценно воспринятой. Поэтому в целях максимального и достоверного информационного обеспечения студентов младших курсов и последующего привлечения заинтересованных лиц к выполнению НИР, НОМУС проводит скоординированную работу, направленную, во-первых, на старост МНК, которые в дальнейшем занимаются непосредственным привлечением студентов на конкретные кафедры вуза в качестве слушателей с возможностью дальнейшего вступления в МНК и приобретения статуса члена НОМУС; во-вторых, работа распространяется и на преподавателей вуза, которые выступают в роли кураторов МНК, научных руководителей, а порой даже сами являются членами НОМУС, в-третьих, само руководство НОМУС активно информируют студентов о возможности выполнения НИР на кафедрах вуза. Все три выше перечисленных направления информационного обеспечения, составляют динамичный компонент. Соответственно, существует и имеет не меньшее значение пассивный компонент доведения информации до студентов вуза в виде визитных карточек, информационных стендов и баннеров, несущих основную информацию о НОМУС, а так же распространение объявлений о запланированных заседаниях МНК с приглашением к участию всех желающих.
Приведенные способы привлечения студентов младших курсов не является соверешнными, и, конечно же, нуждаются в преобразовании. Тем не менее, они дают положительную динамику на рост численности студентов младших курсов, вступивших в НОМУС, а значит, имеют право на существование.
Огромное влияние на вступление молодых ученых и студентов в Научные медицинские общества оказывают мотивационные факторы, формирование которых является ключевым разделом работы НОМУС.
В медицинских вузах постоянно существует необходимость в формировании кадрового резерва университета, направленного на восполнение преподавательских и административных рабочих мест. На этом фоне также отмечается рост количества студентов желающих построить свою карьеру в рамках вуза в качестве преподавателей и менеджеров разного уровня. Основной организацией, занимающейся его формированием, является Научное общество молодых ученых и студентов. Данное обстоятельство обусловлено тем, что ключевым требованием к преподавателю вуза является его научная деятельность, гарантирующая не только глубокое знание предмета, но и творческий подход к педагогической деятельности.
В настоящее время КС НОМУС АГМУ активно проводит мероприятия направленные на развитие личности, способной не только к работе в роли исполнителя, но и в роли руководителя. Однако такие мероприятия имеют смысл, как для студента, так и для вуза в том случае, если студент обеспечен соответствующими гарантиями послевузовского карьерного роста. В связи с этим необходимо создание ряда нормативных документов, гарантирующих места в интернатуре, ординатуре, аспирантуре всем членам МНК, планирующих в дальнейшем заниматься преподавательской или управленческой деятельностью в рамках заканчиваемого вуза. Следует отметить, что формирование кадрового резерва вуза должно быть непрерывным, чтобы система управления деятельностью высшего учебного заведения приобрела корпоративный характер, который основан на эффективной работе высококвалифицированных менеджеров.
Главенствующее значение в качестве поощрительного, а значит и мотивационного фактора выступает процедура финансирования выполняемых НИР и предоставление возможности участия студентов и молодых ученых на конференциях, симпозиумах и форумах различного уровня. Объем финансовых дотаций на проведение научных исследований в большинстве медицинских вузов остается по-прежнему низким, вследствие чего возникает дефицит выделяемых материальных средств на реализацию научных проектов. В связи с этим необходимо проведение рационального распределения выделяемых вузом материальных средств на молодежную науку.
Финансирование НИР должно проводится только самым опытным и активным членам НОМУС на конкурсной основе. Все члены НОМУС имеют право подать заявления на получения материальных средств, нацеленных на проведения НИР или участие в конференции, в заявлении обязательно указывается информация, на что и в каком объеме будут потрачены полученные материальные средства. В дальнейшем руководство НОМУС, ссылаясь на стаж и опыт членов НОМУС, подающих заявления, проводят комплексное рассмотрение поданных заявлений и решают вопрос об утверждении заявления либо его отклонении.
Одним из основных показателей эффективной деятельности НОМУС до настоящего времени считается количество членов, вступивших в НОМУС, однако данный показатель не отражает главного, а именно качества выполняемых НИР членами НОМУС. Таким образом, есть смысл ограничить количество людей вступающих в НОМУС, отдавая предпочтения самым талантливым и целеустремленным студентам и молодым ученым. По нашему мнению, количество членов НОМУС должно составлять не более 10-15% от числа студентов всех курсов и факультетов очной формы (на практике именно такое количество занимается научной деятельностью длительно и на достаточно высоком уровне). Данный показатель может возрастать в зависимости от объема выделяемых материальных средств на проведения НИР студентами и молодыми учеными. Благодаря ограничению количества студентов вступающих в НОМУС и повышению качества выполняемых НИР, можно сохранить статус членов НОМУС на высоком уровне, а значит и привлекательность научно-исследовательской деятельности среди студентов и молодых ученых.
Таким образом, численность и эффективность работы научного общества представляет собой баланс поощрений и ограничений. Управление этим балансом должно складываться не только из мероприятий, направленных на повышение фактического количества членов общества, но и из мероприятий, повышающих качество выполняемых исследований, а также целенаправленно формирующих кадровый резерв вуза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...