Термином «детский церебральный паралич» обозначают различные параличи и парезы, развивающиеся в детском возрасте в зависимости от поражений головного мозга. Этиология, клиническая картина и прогноз этих параличей крайне различны.
В последние годы детский церебральный паралич получил большое распространение во всем мире.
Обширная
группа детских церебральных параличей включает и легкие парезы, почти
незаметные, мало мешающие больному, и тяжелые случаи, вызывающие
глубокую инвалидность. По времени развития можно различать параличи: 1)
пренатальные, возникшие до родов, т. е. внутриутробно; 2) натальные,
родовые, т. е. зависящие от процессов, развившихся в головном мозге
ребенка во время родов; 3) постнатальные, т. е. появившиеся в первые
годы жизни ребенка.
Этиология. Пренатальные параличи часто связаны
с аномалиями развития мозга, энцефалитами, перенесенными во
внутриутробномпериоде, травмами. Их возникновение может быть обусловлено
инфекциями, интоксикациями и травмами матери во время беременности. В
частности, подчеркивается патогенное значение для нервной системы плода
токсоплазмо- за матери, перенесенных ею во время беременности
респираторных инфекций, краснухи, ветряной оспы, ренгенотерапии и даже
повторных рентгеноскопий.
В происхождении родовых церебральных
параличей важную роль играют повреждения головного мозга во время
родового акта (размозжение мозга вследствие сдавления, смещения костей
черепа, кровоизлияние в мозг, тяжелые динамические расстройства
кровообращения, вызывающие ишемические некрозы), асфиксия ребенка и пр.
Особенно часто повреждения головного мозга ребенка возникают при
тяжелых и длительных родах, неудачно наложенных щипцах, а также при
слишком быстрых родах и недоношенности.
Дети, у которых
впоследствии выявляется детский церебральный паралич, в 70— 80 %
случаев рождаются в асфиксии, но из этого совсем не следует, что
патологические роды являются основным фактором, вызывающим болезнь. У
большинства детей поражение нервной системы происходит внутриутробно и
лишь осложняется в процессе родов механической травмой мозга,
кровоизлиянием в мозг или же теми патологическими изменениями в
сосудистой и нервной системах, которые возникают при асфиксии.
Высказывается гипотеза о значении патологических аутоиммунных
механизмов в развитии детского церебрального паралича.
Постнатальные
параличи чаще всего являются следствием энцефалитов, осложняющих
острые детские инфекции: корь, скарлатину, дифтерию, коклюш, пневмонию. Реже они связаны с первичными энцефалитами и травмами.
Доказана
возможная зависимость детских церебральных параличей энцефалопатий) от
тяжелой желтухи новорожденных, еще более — от гемолитической анемии
новорожденных, сопровождающейся упорной желтухой, а также от
несовместимости крови матери и плода в отношении резус-фактора.
Патологическая
анатомия. Разнообразные по этиологии и клиническим проявлениям детские
церебральные параличи имеют и различную анатомическую основу. В свежих
случаях находят размозжение нервной ткани, кровоизлияния в оболочки и
вещество головного мозга, гиперемию и отек его, очаги размягчения,
гистопатологические изменения, характерные для энцефалита. Размеры
патологического очага и локализация его различны в каждом случае. При
многолетнем существовании у ребенка паралича на вскрытии обнаруживаются
разнообразные изменения: аномалии развития мозга (микроцефалия,
дисгенезия или агенезия отдельных долей его, асимметрия, порэнцефалия, рубцы, кисты, атрофия извилин, водянка мозга, утолщение и
помутнение оболочек.
Гистопатологические изменения могут
быть диффузными или резко ограниченными, поражать преимущественно
пирамидные или экстрапирамид- ные системы, кору или главным образом
подкорковую область.
Симптоматология детских церебральных
параличей чрезвычайно варьирует от случая к случаю в зависимости от
тяжести морфологических изменений в головном мозге, их локализации,
времени возникновения и других факторов.
Клиника. Чаще других
синдромов встречаются: гемиплегическая форма, дипЛегическая форма в виде
болезни Литтля и гиперкинетическая форма.
Гемиплегическая форма.
Одна из наиболее частых разновидностей детского церебрального паралича.
Связана она в большинстве случаев с перенесенным инфекционным
энцефалитом. У больного имеется паралич или парез одной половины тела со
всеми особенностями, присущими церебральным гемипарезам. Паретичные
конечности в положении Вернике — Манна. Чувствительность не расстроена.
Иногда имеется атаксия. Гемиплегия может сочетаться с афазией,
дизартрией. Походка типичная гемиплегическая. Нередко парез ноги только
намечен, а слабость руки значительно выражена. Гемиплегия часто
сопровождается атрофией мышц по церебральному типу, задержкой роста
парализованных конечностей в длину и ширину, остеопорозом. Иногда
больные страдают не столько от слабости мышц, сколько от гипертонии их.
Значительно резче и многообразнее, чем у взрослых, представлены
содружественные движения. Особенно характерны синкинезии, возникающие в
больной руке: при любом физическом напряжении паретичная конечность
поднимается кверху. При ходьбе и особенно при беге ребенок машет
паретичной рукой, словно крылом. Приблизительно в V3 всех
случаев гемиплегия осложняется судорогами хореического или атетоидного
характера. Нередко имеются более или менее заметные расстройства
психики. У части больных в дальнейшем развивается эпилепсия.
Диплегическая
форма. Diplegia spastica infantilis— детская спастическая диплегия —
представляет собой как бы сочетание двух гемиплегий — правой и левой.
Синдром этот связан с одновременным поражением обоих полушарий, причем
обычно страдают как пирамидные, таки экстра пирамидные системы. Нередко
наблюдаются и псевдобульбарные явления. Такой тип детского
церебрального паралича, когда на фоне спастического пареза всех четырех
конечностей особенно выделяется глубокий парез ног, сопровождающийся
значительной ригидностью их мышц, известен под названием болезни
Лйттля. Гипертония сильнее всего выражена в аддукторах бедра. Эта форма в
большинстве случаев внутриутробного происхождения, реже связана с
родовой травмой и асфиксией. Большое значение в этиологии болезни Литтля
приписывается недоношенности ребенка.
Болезнь редко
обнаруживается родителями сразу. Большей частью впервые мысль о наличии
у ребенка какого-то заболевания возникает в возрасте 3—4 мес, в связи с
тем что ребенок не двигает ногами во время пеленания и купания, или
даже только во второй половине первого года жизни, если ребенок не
делает попыток садиться. В дальнейшем выясняется, что ребенок не только
сам не садится, но и не может сидеть; если его посадить, он падает на
спину. Позже, когда пробуют ставить ребенка на ноги, оказывается, что
сделать это невозможно, так как они напряжены как палки, и перекрещивают
одна другую. Пассивные движения ног также затруднены вследствие
гипертонии. Совершенно не удается развести их из-за гипертонии
аддукторов.
В дальнейшем, примерно к 4—5 годам, ребенок начинает
понемногу ходить, но делает это крайне неуклюже и своеобразно из-за
гипертонии и слабости ног: он ходит маленькими шажками, на кончиках
пальцев, ноги его при этом согнуты в тазо бедренных и коленных суставах,
колени трутся одно о другое. Больной пользуется двумя костылями или
палками. Со стороны психики часто отмечается запоздалость развития.
Реже наблюдается значительная отсталость. Осложнение эпилепсией бывает
редко.
Гиперкинетическая форма. Сюда относятся все случаи детского
церебрального паралича, при которых основным растройством являются
судороги в форме атетоза, хореи или ммоклонии. Гиперкинез обычно
сочетается со значительными нарушениями тонуса и психики. Гипер-
кинетические формы детского церебрального паралича могут быть
врожденными и приобретенными. Выделяют: I) врожденный двойной атетоз;
2) врожденную двойную хорею; 3) врожденную экстрапирамидную ригидность;
3)
заболевание с атипичными гиперкинеза ми; 5) заболевание, при котором
паралич, спастичность и другие симптомы сочетаются. По мнению многих
авторов, изолированные синдромы встречаются редко, а поражение
подкорковых узлов в раннем периоде жизни вызывает очень полиморфную
картину, в которой только превалируют те или иные нарушения.
Детский
мозг обладает большой приспособляемостью и способностью компенсировать
функции пострадавших участков. Этим объясняется присущая всем детским
церебральным параличам тенденция к улучшению, которое может дойти до
практического выздоровления.
Иногда самое тщательное
неврологическое исследование взрослого, перенесшего в свое время
детский церебральный паралич, не обнаруживает у него других расстройств,
кроме неравномерности сухожильных рефлексов, симптома Бабинского с
одной или с обеих сторон. В другом случае находят только не замеченную
самим больным гемигипотрофию с повышением сухожильных рефлексов на этой
половине тела или, наконец, леворукость и дизартрические расстройства.
Это свидетельствует о наличии у обследуемого так называемой
резидуальной энцефалопатии — после
перенесенной болезни. Лучше восстанавливаются парети- ческие
расстройства, хуже — мышечно-тонические нарушения. Насильственные
движения обнаруживают весьма малую наклонность к улучшению. Афазия,
нередко сопутствующая детской гемиплегии (как правосторонней, так и
левосторонней), часто проходит, если только у ребенка сохранился слух и
нет грубых психических нарушений. Дети с болезнью Литтла в большинстве
случаев впоследствии могут пользоваться парализованными конечностями;
полное выздоровление без дефектов наблюдается редко. Прогрессирования
мозговой патологии при детских церебральных параличах обычно не бывает,
но могут появиться новые симптомы, связанные с нарушением нормального
развития мозга и реакцией болезненно измененного мозга на различные
сдвиги в организме. Во многих случаях в дальнейшем развивается
эпилепсия. Органические формы слабоумия часто связаны с детским
церебральным параличом.
Диагноз. Распознавание заболевания
нетрудно, если имеются подробный анамнез, по которому можно установить
время возникновения страдания, связь его с обычными для этой группы
этиологическими факторами и отсутствие выраженной прогредиентности.
Лечение
и профилактика. Очень важным является раннее (с первых дней жизни
ребенка) комплексное лечение, направленное на борьбу с контрактурами,
патологическими позами, мышечными атрофиями, предупреждение артропатий,
миофиброзов, развитие как двигательной, так и доречевой, а затем речевой
психической активности, обучение правильному произношению слов. Задача
рационального и эффективного лечения больных детскими церебральными
параличами требует постоянного контакта невропатолога с детским
психоневрологом, ортопедом, логотерапевтом. Лечение должно быть плановым
и часто очень длительным на протяжении ряда лет.
В остром периоде
детские церебральные параличи лечат различно в зависимости от
характера мозгового страдания, вызвавшего паралич. В хроническом
периоде применяются массаж, пассивные движения, лечебная гимнастика,
теплые ванны, парафиновые аппликации, рациональное укладывание
пораженных конечностей в съемные шины. Внутрь дают элениум, мидокалм,
фенобарбитал, глютаминовую кислоту, витамины, центральные холинолитики.
Назначают теплые укутывания соответствующих конечностей, длительные
теплые ванны, ионогальванизацию сернокислой магнезией,
трансцеребральную ионогальванизацию йодистым калием или хлористым
кальцием по Бургиньону (через глаз), курсы лечения импульсным током (3—4
курса в год). При расстройствах речи должны Проводиться систематические
и настойчивые упражнения. При психической отсталости необходима упорная
и хорошо продуманная воспитательная работа, в тяжелых случаях —
помещение в специальные учреждения для отсталых детей. Тщательный уход
за ребенком и общеукрепляющее лечение (железо, мышьяк, фосфор, кальций)
показаны во всех случаях. Позже, в возрасте 5—6 лет, в тяжелых случаях
прибегают к ортопедическому лечению. Производят тенотомию аддукторов
бедра, перерезку отдельных нервов, мышечную пластику. Иногда делают
операцию Ферстера, т. е. перерезают соответствующие задние корешки,
чтобы добиться расслабления мышечного тонуса. Выбор операции зависит от
особенностей случая. Слишком большие надежды на хирургическое
вмешательство возлагать не следует.
Предупреждение детского
церебрального паралича состоит в профилактике детских инфекций,
врожденного сифилиса, токсоплазмоза, токсикозов беременности, инфекций и
травм женщин во время беременности, в мероприятиях по предупреждению
преждевременных и патологических родов (четкая, научно организованная
работа женских консультаций) и в хорошей постановке родовспоможения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий