Цистицерк является личиночной стадией (финной) свиного цепня.
Единственным источником выделения яиц свиного цепня служит человек, в кишечнике которого находится зрелый гельминт. В биологическвй цепи развития свиного цепня человек играет роль окончательного хазянна. Для того, чтобы онкосфера (яйцо) свиного цепня превратилась в гельминта, она должна пройти ряд стадий развития в организме промежуточного хозяина (свинья, собака). Животные заражаются, поедая экскременты человека. Онкосфера, попавшая в желудок животного, прободает стенку сосуда и разносится с током крови по всем органам и тканям. Здесь онкосфера превращается в личинку (финну)— цистицерк. При поедании человеком мяса большого животного он заражается свиным цепнем: финна (цистицерк) в желудочно-кишечном тракте превращается во взрослого гельминта, продуцирующего членики, наполненные онкосферами. Однако личиночную стадию цепень может проделать и в организме человека. Для этого онкосфера должна попасть в желудок человека, что, как правило, имеет место при нарушении гигиенических норм — употреблении пищи, загрязненной экскрементами больного, страдающего свиным цепнем. Местные обычаи употребления в пищу сырого мяса служат причиной заражения свиным цепнем, но не цистицеркозом. Возникновение последнего в этом случае возможно лишь в случае загрязнения мяса экскрементами больного. Что касается самоза- ражения цистицерком больного, страдающего свиным цепнем (антиперистальтика при рвоте с забросом онкосфер в желудок, нарушение правил личной гигиены, поедание душевнобольными своих экскрементов), то этот механизм встречается относительно редко, так как самозаражению, по-видимому, препятствует естественный иммунитет, развивающийся в организме под влиянием находящегося в кишечнике гельминта.
В кислой среде желудка оболочка яиц растворяется и зародыши паразита, прободая стенку кровеносных сосудов, попадают в общий ток крови. Будучи занесены кровью в головной мозг, зародыши с помощью крючьев проникают из капилляров в ткань мозга. Претерпевая здесь ряд изменений, зародыш переходит в стадию финны, носящей название цистицерка —Cysticercus cellulosae. В мозге цистицерк может жить различное время — от 5 до 30 лет (чаще 5—10 лет). Мертвые паразиты обычно подвергаются обызвествлению.
Цистицерк имеет вид круглого или овального пузыря, наполненного прозрачной жидкостью. На внутренней поверхности пузыря можно видеть головку финны — сколекс. Величина пузырей различна — от горошины до грецкого ореха и даже больше. Они хорошо видны простым глазом. В огромном большинстве случаев в мозге находится много паразитов; иногда число их доходит до нескольких сотен и даже тысяч. Много реже встречаются единичные цистицерки. В некоторых случаях паразит обнаруживает очень своеобразный рост. Он уплощается, вытягивается в длинные пузыри с перетяжками, разветвлениями и многочисленными выпячиваниями, достигая иногда 25 см в длину и напоминая кисть винограда. Это так называемый гроздевидный цистицерк.
Локализуются пузыри главным образом в мягкой мозговой оболочке и коре полушарий, очень редко — в центральных узлах и еще реже — в белом веществе. Цистицерк может оказаться и в желудочке мозга (чаще в 4), свободно плавающим в цереброспинальной жидкости. Паразит оказывает на ткани головного мозга механическое и токсическое воздействие, вызывая дегенеративные изменения в нервных элементах и реактивные воспалительные явления со стороны сосудисто-соединитель нотка иного аппарата и глии. В результате этого вокруг цистицерка образуется фиброзная соединительнотканная капсула, наружные слои которой инфильтрируются клетками, среди которых особенно много плазматических клеток и эозинофилов. По соседству с паразитом отмечается значительная гиперплазия и пролиферация глии, а также инфильтрация мозговой ткани лимфоидными элементами и плазматическими клетками. Сосуды головного мозга и его оболочек обнаруживают резко выраженные явления эндартериита и периартериита. Оболочки мозга значительно утолщены, местами мутны. Микроскопическое исследование констатирует в них картину хронического воспалительного процесса; желудочки мозга более или менее расширены
Симптомы
Цистицерки головного мозга вызывают клиническую картину, очень напоминающую таковую при опухоли головного мозга: гипертензионный симптомокомплекс (головные боли, рвота, застойные соски зрительных нервов), прогрессирующее течение, постепенное нарастание неврологических расстройств. Но наряду с этим симптоматология цистицерка головного мозга имеет и много, характерного, отличающего ее от симптоматики опухоли.
При цистицеркозе чаще, чем при новообразованиях, наблюдаются эпилептические припадки, протекающие то как джексоновские приступы, то как типичные припадки общей эпилепсии. При этом джексоновские припадки нередко носят полиморфный характер: припадок начинается то с верхней, то с нижней конечности, то с правой, то с левой — обстоятельство, свидетельствующее о множественной локализациии очагов в коре мозга.
Часты психические изменения, выражающиеся то в псевдо- невротических синдромах, т. е. расстройствах, симулирующих истерию, неврастению, ипохондрию, то в тяжелых психотических состояниях — возбуждении, депрессии, галлюцинаторно бредовых явлениях, корсаковском синдроме или даже картине прогрессивного паралича.
Характерна для цистицеркоза множественность симптомов, легко объяснимая многоочаговостью процесса.
В клинической картине превалируют явления раздражения. Симптомы выпадения функций нервной системы долго отсутствуют или очень легко выражены. Грубых явлений выпадения — массивных параличей, парезов, расстройства чувствительности — обычно не бывает.
Очень типично ремиттирующее течение болезни с резко выраженными приступами (экзацербациями) и длительными светлыми промежутками между ними. Во время приступа субъект производит впечатление тяжелобольного, жизнь которого в опасности, и это действительно так. Кончился приступ — и больной практически вполне здоров. Светлый промежуток может тянуться много месяцев или даже несколько лет. Такие глубокие и длительные ремиссии совершенно несвойственны новообразованиям головного мозга. Интенсивность симптомов болезни резко колеблется даже на протяжении короткого отрезка времени, причем меняется тяжесть не только субъективных расстройств, но и объективных признаков, даже таких, например, как застойные соски зрительных нервов. При цисти- церкозе 4 желудочка часто наблюдается синдром Брунса: случайный резкий поворот головы вызывает сильнейшее головокружение, от которого больной падает, и тяжелые общемозговые явления: головную боль, рвоту, помрачение сознания, замедление пульса, резкую бледность, обильный пот.
Температура остается обычно нормальной на всем протяжении болезни. В половине всех случаев в крови обнаруживается эозинофилия. В ликворе находят своеобразный синдром: давление жидкости повышено, она прозрачна; выраженный преимущественно лимфоцитарный плеоцитоз, исчисляющийся многими десятками форменных элементов; в мазке в половине случаев обнаруживается от 3 до 12% эозинофилов. Реакция Ланге дает нередко кривую, приближающуюся к паралитической. Иногда удается найти в ликворе обрывки капсулы цистицерка и сколексы. Более чем в 90% всех случаев цистицеркоза головного мозга оказывается положительной в крови и ликворе реакции связывания комплемента с цистицерковым антигеном (реакция Боброва — Возной).
Колебание интенсивности симптомов объясняют движениями цистицерков, гибелью паразитов, которая сопровождается выделением большого количества токсинов.
Течение болезни медленное. Продолжается она несколько лет, дает длительные ремиссии, но все же ведет к смерти. Умирают больные часто в эпилептическом припадке. Спонтанных излечений не бывает. Для цистицеркоза IV желудочка характерна внезапная смерть, причем она может наступить не только при тяжелом состоянии больного, но и во время ремиссии.
Диагноз. Цистицеркоз головного мозга диагностировать очень трудно. Распознавание характера страдания до операции редко имеет место, хотя в некоторых случаях оно и возможно. Чаще всего цистицеркоз головного мозга диагностируется как опухоль, реже — как хронический менингит, арахноидит. Он может довольно долго протекать под диагнозом общей или джексоновской эпилепсии. Некоторые больные попадают в психиатрические больницы как страдающие острым психическим расстройством. О цистицеркозе головного мозга следует думать в тех случаях, когда имеется рассеянная органическая симптоматика, колеблющееся течение и преобладание явлений раздражения над симптомами выпадения. Наличие клинического симптомокомплекса, не укладывающегося полностью ни в картину опухоли, ни в картину менингита, должно навести на мысль о цистицеркозе. Иногда предположительный диагноз цистицеркоза головного мозга может быть подтвержден наличием цистицерков в глазном дне. Больной с подозрением на цистицеркоз должен быть подвергнут тщательному ощупыванию на предмет выявления у него цистицерков в подкожно-жировой клетчатке и мышцах. Обнаруженные ощупыванием узелки должны быть подвергнуты биопсии. Существенную помощь в диагностике может оказать рентгенологическое исследование, при котором иногда находят обызвествленных цистицерков в мышцах. Распознавание может быть очень легким и достоверным, если на краниограмме выявляются обызвествленные цистицерки.
Лечение и профилактика. Цистицерк головного мозга, локализация которого точно установлена, вызывающий более или менее тяжелые клинические симптомы, должен быть удален хирургическим путем, если он расположен в доступном месте. Однако операция эта носит паллиатианый характер, так как в огромном большинстве случаев цистицеркоз мозга является множественным. Тем важнее профилактика цистицеркоза головного мозга, состоящая в организованной борьбе с глистными заболеваниями и в соблюдении санитарно-гигиенических мер (тщательное мытье овощей и фруктов, рук). Не допускать к работе на предприятиях общественного питания и в продуктовых магазинах лиц, страдающих солитером.
Що треба знати про генітальний герпес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий