2013-01-24

Фальсификация лекарств имеет огромные масштабы


Специалисты НИИ физики твёрдого тела из Черноголовки усовершенствовали спектрометр, сделав из него портативный прибор, определяющий состав лекарственного средства. До этого «разложить» лекарство на составляющие тоже можно было, но только обработав раствор специальными реагентами - процесс долгий и недешёвый. Один спектрометр приобрёл Росздравнадзор, планирующий создать передвижные лаборатории по контролю за фармацевтическими препаратами и установить их в аптеках. По данным Росздравнадзора в прошлом году было выявлено и изъято 37 торговых наименований 81 серии фальсифицированных лекарственных средств. Специалисты уверены, что количество поддельных лекарств значительно больше.
Проблема лекарственного фальсификата зародилась в России в 1997 году. Десятилетием ранее развитые страны уже вкусили плоды деятельности фальшивых производителей, и в 1988 году ассамблея ВОЗ приняла первую резолюцию по борьбе с подделками. В 1997 году в нашей стране зарегистрировали всего лишь одну подделку, в 1998 году было обнаружено девять серий фальшивок, далее производство встало на поток и в 2006 году только на «Брынцалов-А» нашли 63 тонны фальсифицированных таблеток, производимых по ночам.
Как ни странно, но в том, что появился рынок подделок виноват не только высокий спрос на препараты и постоянно растущая стоимость, но и полиграфическая промышленность, позволяющая быстро производить упаковку, качественно близкую к оригинальной. Из 20 тысяч зарегистрированных наименований, теневые дельцы проявляют интерес приблизительно к двумстам известных и востребованных, немалой цены, заняв 15% объёма фармрынка.
Минимальная партия фальсификата, реально обещающая прибыль — 10 тысяч упаковок, вот тогда прибыльность производства контрафакта достигает 300%, десятикратно превышая доходы международных компаний и в 15 раз - отечественных производителей оригинальных препаратов. Помните, летом задержали две фуры с 700 тысячами упаковок с крайне дорогими препаратами, в том числе герцептином, цена минимальной дозировки которого - от тысячи долларов. Пока российский фальшак идёт в страны ближнего зарубежья, не затрагивая Евросоюз, и внутри отечества.
Кроме банальной лекарственной пустышки весьма распространена переупаковка препаратов, которой не чураются и дистрибуторские фирмы, переклеивающие этикетки на китайские средства. Частенько под переклейку подпадают просроченные оригинальные средства, что увеличивает процент нежелательных эффектов, но выявить их гораздо сложнее, чем «поймать» натуральный фальсификат. Дистрибуторские компании – неотъемлемые участники преступной схемы, поскольку обеспечивают реализацию лекарства через аптечную сеть, и традиционно фальсификатор работает только под заказ.



Возбудить уголовное дело против фальсификаторов можно только при нанесении серьёзного вреда здоровью или смерти в результате приёма поддельного препарата. Ждать от врача информации о выявлении фальшивки сложно, совсем не из-за того, что доктор плохо ориентирован в побочных эффектах препаратов. Доктору не гарантировано, что дело не обернут против него, обвинив в ненадлежащем оказании помощи. Фармкомпании тоже не заинтересованы в публичном «засвечивании» подделки оригинального средства, из-за возможного падения продаж, тем не менее, расследованиями занимаются.
Подельщик совершенно не заинтересован в выявлении, а для этого фальшивка должна быть действенной, поэтому реже производят пустышки из мела и глюкоза, всё чаще – из привозных субстанций. Но производственные линии, по-прежнему, заменяются тазиками и кастрюльками, где гастарбайтеры намешивают «лекарства», вдыхая токсичные продукты в гигантских дозах. Как правило, фальсификаторов привлекают к ответственности по экономическим статьям: за мошенничество или подделку товарного знака. Для серьёзной ответственности нужно доказать «групповуху» и преступный умысел.
Посему и новый прибор не будет лишним ни в аптеке, ни в ЛПУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...