Насилие над детьми приняло характер эпидемии, затрагивающей как жертв и преступников, так и свидетелей.
Внимание
педиатров не должно сосредоточиваться только на лечении травм.
Необходимо осознавать, что насилие прерывает нормальное развитие
множества пострадавших детей. Долг педиатров — добиваться на уровне
своего населенного пункта, штата и всего государства безопасных условий
роста и развития детей. Борьба против насилия должна включать
социальную рекламу правильного воспитания, включая телевидение, радио,
интернет, пресу, бигборды, светодиодные экраны.
Главным
источником насилия над детьми является жестокость в семье. В 16% семей
мужья бьют жен, причем в 3,4% (1,8 млн) — постоянно. По данным одного
исследования, 40% матерей сообщили, что насилие является способом
улаживания разногласий в их семьях. Наиболее распространена жестокость в
семьях, где супругам 18-30 лет, т. е. у имеющих маленьких детей.
Неудивительно, что в таких семьях дети часто становятся свидетелями
насилия. По некоторым данным, это ежегодно касается 3 млн детей.
Исследование 62 случаев насилия в семье показало, что дети в 15%
случаев становятся его жертвами. Большинство детей получают травмы,
пытаясь защитить мать от ее мужа или сожителя. Только в последнее время
свидетельство насилия признали пагубным для детей. Поскольку в этих
случаях травмы носят эмоциональный, а не физический характер, педиатры
могут недооценивать их и не видеть повода для вмешательства.
Другая
причина, по которой дети становятся свидетелями жестокости, — насилие в
обществе. Свидетелями грубого насилия случалось быть более Уз
школьников Нового Орлеана, 40% из них видели убитых. По данным опроса
матерей в педиатрической клинике, в центральных районах Бостона 10%
детей моложе 6 лет были свидетелями поножовщины или перестрелки. По
сведениям конторы шерифа округа Лос-Анджелеса, дети являлись
свидетелями 20% всех убийств. В районах с криминогенной обстановкой дети
чаще и в более раннем возрасте становятся свидетелями смерти, чем в
более благополучных районах.
Повсеместно дети видят насилие на
телеэкране. Средний ребенок 2—5 лет проводит у телевизора 20—30 ч в
неделю и в то время, когда телепередачи изобилуют сценами насилия.
Проведено более 3500 исследований, посвященных взаимосвязи между
наблюдением сцен насилия по телевидению и жестокостью в поведении; все
они, за исключением 18, подтвердили наличие прямой связи. Возможно,
самой тяжелой по воздействию на детей была демонстрация по телевиденью
событий 11 сентября 2000 г. Дети смотрели террористическую атаку в
среднем в течение 3 ч в этот день, и только 34 % родителей сообщили о
том, что запретили детям смотреть прямой репортаж о ней. В случае 11
сентября была выявлена прямая связь между длительностью просмотра и
числом проявлений стрессовой реакции у детей, которым разрешали
смотреть телевизор. Зрелище насилия на экране оказывает вредное
воздействие не на всех детей. Наиболее опасно оно для тех, кто наблюдает
жестокость воочию в семье или на улице.
Насилие в реальной жизни
остается главной проблемой. Ежегодно в стране становятся жертвами
убийства 20 тыс. человек. Ведущей причиной смерти как белых, так и
афроамериканских подростков в США являются огнестрельные ранения. По
данным исследования, проведенного департаментом образования штата
Массачусетс, в 1995 г. в последние 30 дней каждый пятый ученик старших
классов средней школы имел при себе огнестрельное оружие в школе или
вне ее. Один из 20 носил ружье. Еще более распространено хулиганство.
Почти 30% из большого числа опрошенных учеников 6-го и 10-го классов
признались, что участвовали в хулиганских эксцессах и/или были их
жертвой.
У детей, ставших жертвами или только свидетелями
насилия,глубоко нарушается развитие, страдает здоровье. Результатом
насилия становится не только физическая, но и психологическая травма,
смена типа поведения и восприятия мира и своего места в нем. Мир
становится для ребенка опасным и непредсказуемым. Страх мешает познанию
окружающего мира, столь необходимому в детстве. Более того, ребенок,
часто испытывающий на себе жестокость, хуже успевает в учебе, подвержен
тревоге и депрессии, имеет низкую самооценку. Насилие, особенно в
семье, приводит к тому, что ребенок, тем более сильный, начинает
воспринимать роль насилия во взаимоотношениях между людьми как ведущую.
Возможно, самым значительным последствием такого восприятия является
формирование особого взгляда на собственное будущее — ранняя смерть
начинает представляться обыденной, что толкает к саморазрушительному
поведению (алкоголизму, наркомании, пренебрежению общепринятыми
правилами безопасности и собственным здоровьем).
Исследования
показывают, что дети, часто видящие насилие, подвержены психологическим
и соматическим расстройствам, трудностям в социальной адаптации и
учебе. Нередко они сами становятся участниками или жертвами насилия. Они
склонны к депрессии, диссоциативным расстройствам, агрессивному
поведению, наркомании. У детей, которые подвергаются тяжелому и/или
регулярному насилию, может развиться посттравматическое стрессовое
расстройство (ПТСР), проявляющееся в виде эмоциональной напряженности,
неспособности к концентрации внимания, вегетативных расстройств,
повторении ситуации травмы в играх и действиях. Особая сложность
диагностики и лечения посттравматического стресса у детей связана с тем,
что заботящийся о ребенке взрослый, перенесший ту же травму, может
также страдать этим расстройством.
Самый простой способ выявления
домашнего насилия — тщательный опрос ребенка (если он достиг
определенного возраста) и родителей. Следует учитывать, что для женщин
насилие в семье особенно опасно во время беременности и сразу после
родов. Следует успокоить членов семьи, что они не единственные, кого
расспрашивают о насилии, что об этом спрашивают всех. Иногда врачу
полезно упомянуть в беседе, что он расценивает насилие как тяжелую для
общества в целом проблему, поэтому всегда спрашивает своих больных и их
близких, не подвергались ли они ему когда- либо на протяжении жизни. В
других случаях начинают с вопросов общего характер и лишь затем
осторожно переходят к теме насилия. Например, спрашивают: «Чувствуете ли
вы себя в безопасности дома и на улице? Кто-нибудь обижает вас или
вашего ребенка?». Если выясняется, что ребенок стал жертвой насилия,
важно подробно выяснить его жалобы и особенности поведения.
В
большинстве случаев педиатр в состоянии оказать психотерапевтическую
помощь ставшему жертвой насилия ребенку и его родителям. Для этого он
должен тщательно выяснить все детали и обстоятельства события,
ознакомить родителей с тем, какие жалобы и изменения поведения наиболее
часто наблюдаются у детей, подвергшихся насилию, как следует обсуждать с
ребенком факт насилия, куда обращаться за дополнительной помощью. Если
состояние ребенка длительное время (более 6 мес.) не улучшается, если
насилие повлекло за собой смерть или отъезд одного из родителей, если
отсутствует взаимопонимание между ребенком и заботящимся о нем взрослым и
имеются постоянные опасения за безопасность ребенка, то требуется
помощь профессионалов- психологов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий