2014-05-13

Влияние насилия на детей

Насилие над детьми приняло характер эпидемии, за­трагивающей как жертв и преступников, так и сви­детелей.


Внимание педиатров не должно сосредо­точиваться только на лечении травм. Необходимо осознавать, что насилие прерывает нормальное развитие множества пострадавших детей. Долг пе­диатров — добиваться на уровне своего населен­ного пункта, штата и всего государства безопасных условий роста и развития детей. Борьба против насилия должна включать социальную рекламу правильного воспитания, включая телевидение, радио, интернет, пресу, бигборды, светодиодные экраны.

Главным источником насилия над детьми явля­ется жестокость в семье. В 16% семей мужья бьют жен, причем в 3,4% (1,8 млн) — постоянно. По дан­ным одного исследования, 40% матерей сообщили, что насилие является способом улаживания раз­ногласий в их семьях. Наиболее распространена жестокость в семьях, где супругам 18-30 лет, т. е. у имеющих маленьких детей. Неудивительно, что в таких семьях дети часто становятся свидетеля­ми насилия. По некоторым данным, это ежегодно касается 3 млн детей. Исследование 62 случаев насилия в семье показало, что дети в 15% случа­ев становятся его жертвами. Большинство детей получают травмы, пытаясь защитить мать от ее мужа или сожителя. Только в последнее время свидетельство насилия признали пагубным для детей. Поскольку в этих случаях травмы носят эмоциональный, а не физический характер, педи­атры могут недооценивать их и не видеть повода для вмешательства.

Другая причина, по которой дети становятся свидетелями жестокости, — насилие в обществе. Свидетелями грубого насилия случалось быть бо­лее Уз школьников Нового Орлеана, 40% из них видели убитых. По данным опроса матерей в пе­диатрической клинике, в центральных районах Бостона 10% детей моложе 6 лет были свидетеля­ми поножовщины или перестрелки. По сведениям конторы шерифа округа Лос-Анджелеса, дети яв­лялись свидетелями 20% всех убийств. В районах с криминогенной обстановкой дети чаще и в более раннем возрасте становятся свидетелями смерти, чем в более благополучных районах.

Повсеместно дети видят насилие на телеэкране. Средний ребенок 2—5 лет проводит у телевизора 20—30 ч в неделю и в то время, когда телепередачи изобилуют сценами насилия. Проведено более 3500 исследований, посвященных взаимосвязи между наблюдением сцен насилия по телевидению и же­стокостью в поведении; все они, за исключением 18, подтвердили наличие прямой связи. Возможно, самой тяжелой по воздействию на детей была де­монстрация по телевиденью событий 11 сентября 2000   г. Дети смотрели террористическую атаку в среднем в течение 3 ч в этот день, и только 34 % ро­дителей сообщили о том, что запретили детям смо­треть прямой репортаж о ней. В случае 11 сентября была выявлена прямая связь между длительностью просмотра и числом проявлений стрессовой реак­ции у детей, которым разрешали смотреть телеви­зор. Зрелище насилия на экране оказывает вредное воздействие не на всех детей. Наиболее опасно оно для тех, кто наблюдает жестокость воочию в семье или на улице.

Насилие в реальной жизни остается главной проблемой. Ежегодно в стране становят­ся жертвами убийства 20 тыс. человек. Ведущей причиной смерти как белых, так и афроамерикан­ских подростков в США являются огнестрельные ранения. По данным исследования, проведенного департаментом образования штата Массачусетс, в 1995 г. в последние 30 дней каждый пятый ученик старших классов средней школы имел при себе ог­нестрельное оружие в школе или вне ее. Один из 20 носил ружье. Еще более распространено хули­ганство. Почти 30% из большого числа опрошен­ных учеников 6-го и 10-го классов признались, что участвовали в хулиганских эксцессах и/или были их жертвой.
У детей, ставших жертвами или только свидете­лями насилия,глубоко нарушается развитие, стра­дает здоровье. Результатом насилия становится не только физическая, но и психологическая травма, смена типа поведения и восприятия мира и своего места в нем. Мир становится для ребенка опасным и непредсказуемым. Страх мешает познанию окру­жающего мира, столь необходимому в детстве. Бо­лее того, ребенок, часто испытывающий на себе же­стокость, хуже успевает в учебе, подвержен тревоге и депрессии, имеет низкую самооценку. Насилие, особенно в семье, приводит к тому, что ребенок, тем более сильный, начинает воспринимать роль насилия во взаимоотношениях между людьми как ведущую. Возможно, самым значительным послед­ствием такого восприятия является формирование особого взгляда на собственное будущее — ранняя смерть начинает представляться обыденной, что толкает к саморазрушительному поведению (ал­коголизму, наркомании, пренебрежению общепри­нятыми правилами безопасности и собственным здоровьем).

Исследования показывают, что дети, часто видя­щие насилие, подвержены психологическим и сома­тическим расстройствам, трудностям в социальной адаптации и учебе. Нередко они сами становятся участниками или жертвами насилия. Они склонны к депрессии, диссоциативным рас­стройствам, агрессивному поведению, наркомании. У детей, которые подвергаются тяжелому и/или регулярному насилию, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), про­являющееся в виде эмоциональной напряженности, неспособности к концентрации внимания, вегета­тивных расстройств, повторении ситуации травмы в играх и действиях. Особая слож­ность диагностики и лечения посттравматического стресса у детей связана с тем, что заботящийся о ребенке взрослый, перенесший ту же травму, может также страдать этим расстройством.

Самый простой способ выявления домашнего насилия — тщательный опрос ребенка (если он достиг определенного возраста) и родителей. Сле­дует учитывать, что для женщин насилие в семье особенно опасно во время беременности и сразу после родов. Следует успокоить членов семьи, что они не единственные, кого расспрашивают о на­силии, что об этом спрашивают всех. Иногда врачу полезно упомянуть в беседе, что он расценивает насилие как тяжелую для общества в целом проб­лему, поэтому всегда спрашивает своих больных и их близких, не подвергались ли они ему когда- либо на протяжении жизни. В других случаях на­чинают с вопросов общего характер и лишь затем осторожно переходят к теме насилия. Например, спрашивают: «Чувствуете ли вы себя в безопасно­сти дома и на улице? Кто-нибудь обижает вас или вашего ребенка?». Если выясняется, что ребенок стал жертвой насилия, важно подробно выяснить его жалобы и особенности поведения.

В большинстве случаев педиатр в состоянии оказать психотерапевтическую помощь ставшему жертвой насилия ребенку и его родителям. Для этого он должен тщательно выяснить все детали и обстоятельства события, ознакомить родителей с тем, какие жалобы и изменения поведения наи­более часто наблюдаются у детей, подвергшихся насилию, как следует обсуждать с ребенком факт насилия, куда обращаться за дополнительной по­мощью. Если состояние ребенка длительное вре­мя (более 6 мес.) не улучшается, если насилие повлекло за собой смерть или отъезд одного из родителей, если отсутствует взаимопонимание между ребенком и заботящимся о нем взрослым и имеются постоянные опасения за безопасность ребенка, то требуется помощь профессионалов- психологов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...