2014-01-31

Фармацевтические патентные войны

Третий год ведущие фармацевтические компании вынуждены терпеть снижение прибыли из-за утраты патентной защиты: продажи оригинальных препаратов в 2012 году упали на 55 млрд долларов, 2013 год – на 28 млрд, в 2014 году ожидается снижение до 13 млрд. Истечение срока патентной защиты — один из ключевых рисков фармкомпаний. Но можно смириться с законом обусловленным убытком, хуже пережить тематическое творчество регуляторных органов развивающихся стран, манкирующих чужими патентными правами в угоду интересам отечественных производителей дженериков.


Первенство в сомнительной деятельности принадлежит регуляторному ведомству Индии, где закон позволяет нарушать любое патентное право, если местный производитель предоставляет дженерическую версию лекарственного средства меньшей стоимости. С 2006 года швейцарская Novartis бьётся за патент на гливек (иматиниб), совершивший революцию в терапии хронического миелоидного лейкоза. Ссылались на закон 2005 года, индийские власти отказывают швейцарцам в патенте из-за наличия дженерика местного производства, произведённого в нарушение мировой юридической практики.

Индийское средство, грубо скопированное с оригинального, и без клинической доказательной базы, в месяц обходится в 175 долларов, а швейцарское – в 2600. Длительность терапии не ограничивается двумя годами, и по мировым стандартам все больные ХМЛ должны начинать лечение именно с иматиниба. Суды разных уровней регулярно отказывали Novartis в удовлетворении по причине цены вопроса. Сегодня проблема сместилась из законодательного поля на бытовое: генеральный директор Novartis написал письмо индийскому министру торговли и промышленности, в котором обвинил страну в дискриминации.

«Вы должны ценить то, что 80% зарегистрированных в Индии патентов не относится к индусам. А транснациональные фармацевтические компании, такие как Novartis, имеют преимущества в индийском патентном режиме», - ответствовал министр. Справедливости ради стоит отметить, что в Индии швейцарцы имеют 147 патентов на препараты, но с гливеком их не сравнить – мировой блокбастер. Пришлось утереться от явной несправедливости и Pfizer с сутентом, и Roche с пегасисом, и GlaxoSmithKline с тайкербом. Индийские регуляторы не усматривают в нарушениях мировой практики причин для расстройства.

Вероятно, опыт неудач Big Pharma в патентной защите стал основанием для отказа от борьбы за лекарственный рынок ЮАР. При огромной заболеваемости ВИЧ/СПИД, Африканский национальный конгресс планирует сокращение расходов, для чего в сентябре 2013 года инициирован проект «Национальной политики по интеллектуальной собственности». Новый закон откроет дорогу дженерикам, усложнит регистрацию и пролонгацию патентов, запретит «вечно зеленую» практику, позволяющую регистрировать «старое» средство, как новое, при незначительном изменения лекарства или расширении показаний к применению.

Фарма отказалась от борьбы не сразу, первоначально на 600 тысяч долларов затевалась шумная «Кампания по предотвращению ущерба инновациям» по мобилизации местной и зарубежной оппозиции, не желающей изменений в законодательстве по интеллектуальной собственности. Но министр здравоохранения ЮАР Аарон Мотсоаледи не спустил дело на тормозах, а по-простому ответствовал иностранцам: «Это заговор сатанинской величины. Этот документ может приговорить много южноафриканцев к смерти. Этот план приведет к геноциду».
С одной стороны, как всякий продавец, Big Pharma заявляет непомерную цену на оригинальное лекарственное средство, обеспечивая себе совершенно безбедное существование. Больному человеку приходится покупать лекарство, если альтернативы ему нет. С другой стороны, на государственном уровне потворство дешёвым «слизывателям» чужих идей, вкладывающим копейки в разработку препарата и за рубли его продающим, попахивает правовым экстремизмом и дискриминацией. Если с богатыми и сильными так поступают, что же делают со всеми остальными?

На рынке медицинского оборудования конкуренция не настолько сильна, особенно в той его части, которые занимают товары, близкие к бытовым, например, зубные щетки и ирригаторы ротовой полости. Купить качественную продукцию не составит труда, ирригатор портативный в магазине Файнхэлс приятно удивляет соотношением цена/качество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...