2014-07-01

Патогенез энтеровирусной инфекции

Вы разместили ссылку через Блогун, а теперь ее нет? Блогун заблокировал этот сайт. Требуйте возмещения средств у них. Если хотите, чтобы ссылка была восстановлена, пишите в их поддержку, чтобы разблокировали данный сайт.

После попадания в организм через ЖКТ или дыхательные пути наступает первичное размножение вируса в глотке и тонкой кишке, воз­можно, внутри М-клеток слизистой оболочки. От­сутствие суперкапсида улучшает выживаемость энтеровирусов в суровых условиях ЖКТ. Рецепто­рами для энтеровирусов в ЖКТ служат макромо­лекулы клеточной поверхности, в том числе рецеп­тор вируса полиомиелита (PVR); интегрин VLA-2; фактор, регулирующий комплемент (DAF/CD55); молекула межклеточной адгезии 1 (ICAM-1), а также рецептор вирусов Коксаки и аденовирусов. Од­новременно заселять ЖКТ и размножаться в нем могут два энтеровируса и более, но размножение вируса одного типа часто тормозит рост вирусов гетерологичного типа (интерференция).
Лучше разобраться в содержании этой статьи о патогенезе энтеровирусной инфекции поможет словарь медицинских терминов.
После того как энтеровирус прикрепился к рецептору на поверхности клетки, поверхност­ные белки его капсида облегчают проникновение в клетку и выделение вирусной РНК в цитоплаз­му (раздевание). Вслед за этим начинается трансляция плюс-цепи РНК, что приводит к синтезу полипротеина, который подвергается последовательному разрезанию протеиназами, закодированными в нем. Образовавшиеся несколько белков направляют синтез минус-цепи РНК, которая служит шаблоном для репликации новой плюс-цепи РНК. Длина генома составляет приблизительно 7500 нуклеотидов. Геном включает высококонсер­вативный 5-некодирующий участок, важный для эффективности репликации, и З-полиА участок, тоже высококонсервативный, который кодирует белки вируса. 5-конец ковалентно связан с малым вирусным белком, необходимым для ини­циирования синтеза РНК. Существует большая вариабельность в участках генома, кодирующих структурные белки, и соответствующее этому раз­нообразие антигенных свойств. После репликации происходит дальнейшее расщепление белков, а также сборка генома и вирусного капсида в икосаэдрические вирионы диаметром 30 нм. Из четырех структурных белков вирусного капсида, УР1-УР4 (дополнительные регуляторные белки, такие как РНК-зависимая РНК-полимераза и протеазы, в вирионе тоже присутствуют), наиболее значимой детерминантой серотипической специфичности служит УР1. В течение 5-10 ч зараженная клетка лизируется и из нее выделяется примерно 104-105 вирионов.
Предположительный патогенез энтеровирусной инфекции за пределами ЖКТ в основном основан на исследованиях животных моделей. Вслед за начальным размножением в глотке и кишечнике через несколько дней начинается размножение в лимфоидной ткани, например в миндалинах, пейеровых бляшках и регионарных лимфатиче­ских узлах. Первоначальная, преходящая виремия (малая виремия) приводит к распространению в от­даленные части ретикулоэндотелиальной системы, включая печень, селезенку, костный мозг и отда­ленные лимфатические узлы. Иммунный ответ мо­жет ограничить размножение вируса и его выход за пределы ретикулоэндотелиальной системы, в ре­зультате чего инфекция протекает бессимптомно. Инфекция с клиническими проявлениями разви­вается, когда в ретикулоэндотелиальной системе продолжается и вирус распространяется посред­ством вторичной, устойчивой виремии в такие органы и ткани, как ЦНС, сердце и кожа. Тропизм к определенным органам опреде­ляется серотипом.
Энтеровирусы способны повреждать самые Разнообразные органы и системы, включая ЦНС, сердце, печень, легкие, поджелудочную железу, почки, мышцы и кожу. Повреждение опосредовано как некрозом, так и воспалительным ответом.
Инфекция ЦНС часто сопровождается плеоцитозом СМЖ за счет макрофагов и активированных
Т-лимфоцитов и смешанным воспалительным от­ветом мозговых оболочек. Вовлечение паренхимы ЦНС может быть множественным и включать бе­лое и серое вещество больших полушарий, мозже­чок, базальные ядра, ствол мозга и спинной мозг; могут выявляться периваскулярное, паренхиматоз­ное, смешанное или лимфоцитарное воспаление, периваскулярные муфты из лимфоцитов, глиоз, дегенерация клеток. Во время недавней вспышки, возбудителем которой был энтеровирус 71, энцефа­лит характеризовался тяжелым поражением ствола головного мозга и спинного мозга. Миокардит ха­рактеризуется периваскулярными и интерстици­альными смешанными воспалительными инфиль­тратами и повреждением миоцитов. После того как вирус исчез из организма, хроническое воспаление может сохраняться.
Первыми проявлениями тяжелых инфекций новорожденных могут оказаться некроз печени с выраженным в различной степени воспалением, смешанные воспалительные инфильтраты, отек и некроз миокарда, воспаление мозговых оболочек и головного мозга, кровоизлияние, глиоз и некроз, воспаление легких, легочное кровотечение и тром­боз сосудов легких, воспаление и некроз поджелу­дочной железы, воспаление, кровоизлияние, ин­фаркт и некроз надпочечников, ДВС.
Возможно, в развитии дилатационной кардиомиопатии участвует хроническая энтеровирусная инфекция, особенно вызванная вирусами Коксаки В. Согласно некоторым исследованиям, в зна­чительной доле образцов миокарда выявлены РНК-последовательности и/или антигены энтеровирусов. Тем не менее другие исследования не обнаружили значимой связи. Хроническая энтеро­вирусная инфекция, вероятно, вовлечена в разви­тие и других заболеваний, таких как синдром хро­нической усталости и боковой амиотрофический склероз. Этиологическая роль энтеровирусов при этих заболеваниях окончательно не доказана.
Инфекция, вызванная вирусами Коксаки В и А, ЕСНО-вирусами, также имеет значение в патоге­незе сахарного диабета типа 1 (инсулинзависимо­го). На возможную связь указывают способность данных вирусов вызывать повреждение Р-клеток у мышей, а также сообщения об временной связи ин­фекции у людей, перенесенной внутриутробно или в раннем детстве, с развитием клинических прояв­лений диабета или лабораторных при­знаков нарушенной толерантности к глюкозе. Дру­гие доказательства включают выявление вирусной РНК у детей с диабетом или нарушенной толерантностью к глюкозе, также демонстрацию нарушенного иммунного ответа на энтеровирусы у больных диабетом. Наконец, в отдель­ных случаях энтеровирусы были выделены из по­раженной поджелудочной железы. Предполагается также, что энтеровирусы ответственны и за другие аутоиммунные заболевания, например диффузный токсический зоб.
По-видимому, наиболее важный аспект иммун­ного ответа, который обеспечивает выздоровление от энтеровирусной инфекции и предупреждает ре­инфекцию, — появление в кровотоке типоспецифи­ческих нейтрализующих антител. Сначала образу­ются антитела М, затем длительно сохраняющи­еся антитела и Иммунитет слизистых обо­лочек, который, главным образом, обеспечивается секреторным IgA, — тоже важный фактор защиты, защищающий от кишечной реинфекции. Хотя местная инфекция в ЖКТ может возник­нуть, репликация обычно ограничена и не приводит к генерализации. Данные также свидетельствуют о том, что клеточный иммунитет (особенно функция макрофагов) играет важную роль в выздоровлении. Нарушенный ответ Т-лимфоцитов на энтеровирус 71 во время последних эпидемий был связан с тя­желым менингоэнцефалитом.
Состояния с недостаточностью клеточного иммунитета, в том числе гипогаммаглобулинемия и агаммаглобулинемия, предрасполагают к тяжелым, часто хроническим энтеровирусным инфекциям. Подобным образом у перинатально инфицированных новорожденных, у которых не имеется материнских типоспецифических антител к возбудителю, высок риск тяжелой энтеровирус­ной инфекции. Остальные факторы риска тяже­лых энтеровирусных инфекций включают моло­дой возраст, иммуносупрессию (например, после трансплантации органов) и, согласно животным моделям и/или эпидемиологическим наблюдени­ям, физические нагрузки, переохлаждение, недо­едание и беременность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...