Качественное выполнение УЗИ требует определенной подготовки, особенно при обследовании детей.
Если необходимо обследовать ребенка раннего возраста, которому трудно переносить голодание, его можно покормить из бутылочки сонного примерно в 3—4 ч ночи, тогда к 9—10 ч утра он не будет испытывать чувства острого голода и необходимые временные параметры будут соблюдены.
Если ребенок получает специальное медикаментозное лечение, которое требует строгого по времени принятия лекарств через рот (гормонозависимые дети), то время проведения УЗИ следует подбирать индивидуально.
Часто назначаемая во взрослой практике схема подготовки к УЗИ брюшной полости в виде бесшлаковой диеты за 3 дня до исследования — использование слабительных и очистительных клизм накануне — у детей применяется нечасто и почти исключительно у тучных подростков, которые по размерам тела соответствуют взрослым пациентам.
С наполненным мочевым пузырем проводится исследование: почек, мочевыводящих путей, брюшной полости и малого таза.
Для оптимального наполнения мочевого пузыря необходимо, чтобы за 1,5—2 ч до исследования ребенок помочился, а затем обильно напоить его, и до проведения исследования он не должен мочиться. Питье представляется на выбор: вода, чай, компот, но не газированные напитки и не молоко. Количество жидкости примерно следующее:
— до 3 лет — 1 стакан;
— дошкольники — 1,5 стакана;
— дети 7—11 лет — 2 стакана;
— подростки — 2,5—3 стакана.
Если ребенок очень крупный, количество жидкости целесообразно увеличить на 100—300 мл (в соответствии с возрастом). В тех же пределах имеет смысл увеличить количество жидкости при очень жаркой погоде (+35 °С и свыше).
Объективные сложности возникают при осмотре детей раннего возраста. В таких случаях ребенку целесообразно за 2 ч до исследования начать предлагать его любимый напиток в неограниченном количестве, что дает шанс на наполнение мочевого пузыря к моменту исследования. Дети раннего возраста мочатся часто, и при достаточной оральной гидратации за 10—15 мин мочевой пузырь после микции может быть наполнен снова.
В условиях стационара, при необходимости обследования одномоментно и органов пищеварения, и почек, и малого таза, детей с утра просят не кушать, не пить и не мочиться, а УЗИ проводится в начале рабочего дня. Во многих медицинских учреждениях проводится детское УЗИ брюшной полости стоимость которого, как правило, не отличается от стоимости взрослого УЗИ.
При выполнения экстренного исследования, требующего непременного состояния наполненного мочевого пузыря, возможно как применение диуретиков (очень ограниченно), так и наполнение мочевого пузыря по катетеру стерильным физиологически раствором в объеме микции:
— новорожденные — около 10—20 мл в зависимости от веса ребенка;
— грудные — 20—40 мл;
— 1—2 года — 50—100 мл;
— 3—6 лет — 100—150 мл;
— 7—11 лет — около 200 мл;
— подростки — около 300 мл.
УЗИ новорожденным проводится без подготовки, как правило, после кормления (сытые младенцы ведут себя спокойно или спят). Только при подозрении на определенные заболевания проводится специальная подготовка к УЗИ.
Уже с 4—5месячного возраста младенцы начинают дифференцировать окружающих их людей на “свой—чужой”, и если одни дети общительны и любят, когда на них обращают внимание чужие, то другие не выносят посторонних людей, тем более их прикосновений. К 1—1,5 году ребенок начинает осознавать потенциальную опасность, и любая незнакомая ситуация воспринимается как вероятно неблагоприятная. Учитывая индивидуальные особенности конкретного ребенка, предсказать его поведение практически невозможно: если кому-то из них для спокойного поведения вполне достаточно присутствия рядом матери, то других ничем не успокоишь и никак не убедишь в безопасности и безболезненности процедуры.
УЗИ ребенку следует выполнять в присутствии матери. Если во время УЗИ мама может дать ребенку грудь, то удобнее разместить ее со стороны кушетки, противоположной нахождению врача, а также она может встать на колени и наклониться над ребенком. Головка ребенка поворачивается к матери, и младенец не видит врача, что является дополнительным успокаивающим фактором.
Некоторые дети 1—3 лет даже намеренно закрывают глаза и отворачиваются от доктора. В таких случаях помогает простой прием: ребенку дается пеленка, которой он сам укрывается с головой и “прячется” таким образом от доктора.
Медикаментозная загрузка детей для проведения УЗИ используется очень редко и только по строгим показаниям.
При осмотре новорожденного его не надо раздевать полностью: обнажаются только участки тела непосредственно в месте постановки датчика. Младенцы в тяжелом состоянии, а также дети со специальными фиксирующими приспособлениями (на скелетном вытяжении, в специальных лонгетах) осматриваются непосредственно в транспортных кювезах, на кроватках или каталках, на которых были доставлены на УЗИ.
Детям в возрасте 3—6 лет следует показать датчик, дать потрогать, чтобы ребенок убедился, что “иголочек там нет”. Дети в этом возрасте обычно очень отзывчивы на внимательное отношение: малыша надо пожалеть, приласкать, можно рассказать что-нибудь доброе.
Начиная со школьного возраста, дети уже готовы слушать врача более или менее серьезно, им следует коротко объяснить необходимость проведения исследования, попросить потерпеть немножко, и в большинстве случаев спокойное, ровное общение дает желаемый результат. Многие дети с удовольствием смотрят на экран монитора, просят показать, как изображение.
Проведение УЗИ подросткам имеет особенности. Подростки стесняются врача, особенно девочки, им лучше проводить УЗИ в присутствии матери, тем более если необходимо исследовать молочные железы или малый таз. Значительные сложности могут возникать при обследовании девочек-подростков в экстренной ситуации — часто у них наблюдается выраженная истероидная реакция, нежелание содействовать врачу. Безусловно, нет возможности удерживать подростка силой во время проведения исследования — гораздо эффективнее общение в строгих тонах, не допускающее альтернативы и не оставляющее подростку выбора: объективная необходимость быстро “отрезвляет” психологически незрелых подростков. Параллельно с этим помогают выражения сочувствия девочке, лестные замечания о ее внешности и поведении.
Мальчики-подростки обычно не хотят, чтобы родители присутствовали, и желание целесообразно исполнить. Не стоит допускать присутствия родителей, особенно матери, при УЗИ мошонки у подростков — лишние эмоции матери вовсе не нужны и без того смущенному ребенку.
Все дети подросткового возраста позитивно реагируют на “равноправие” в общении с врачом, поэтому следует предоставить ребенку выбор относительно незначительных деталей проведения осмотра: это производит на подростков благоприятное впечатление, и установить контракт с ними бывает намного легче. Достаточно самых мелких деталей. Например, можно разрешить подростку самому выбрать пеленку, которая будет расстелена на кушетке, самому определить, будет он разуваться или просто “свесит” ножки с края кушетки, всякий раз добавляя фразу типа “смотри сам, как тебе удобнее”. В большинстве своем подростки позитивно реагируют на шутки, в частности, по поводу молодежной моды, кино или эстрады, и эмоциональная напряженность проведения УЗИ значительно снижается.
Встречаются ситуации, когда приходится работать с детьми с теми или иными особенностями развития: выраженная задержка психического развития, олигофрения, глухота, слепота и т. д. Если рядом находятся родители, проведение осмотра несколько облегчается. При адекватном состоянии и поведении родителей они могут точно сообщить, насколько контактен и развит их ребенок, и, соответственно, как следует с ним общаться. То есть если в 13-летнем возрасте развитие ребенка соответствует уровню 5-летнего, то и говорить с ним надо, как с 5-летним.
Отдельного обсуждения требует вопрос об общении с родителями пациентов. Если речь идет о проведении УЗИ в условиях стационара, то целесообразно исключить всякое общение врача УЗД с родителями пациентов, точнее, всякую дачу сведений о результатах УЗИ. Правильнее говорить только на общие темы, исключительно для поддержания контактов во время исследования. Дело в том, что обследование в стационаре — это почти всегда постановка диагноза в экстренной или неотложной ситуации, а для корректной постановки диагноза только данных УЗИ недостаточно: требуется и клинический осмотр пациента, и результаты анализов. Соответственно, только лечащий врач ребенка (дежурный врач, если ситуация развивается в вечернее и ночное время) обладает всей необходимой информацией. Неосторожное замечание врача УЗД может значительно осложнить дальнейшее общение с родителями ребенка, которые, не обладая достаточными знаниями, четко фиксируют разницу в том, что услышали от врача УЗД и сведениями от лечащего врача, что может провоцировать конфликтную ситуацию. Допустима дача сведений врачом УЗД только родителям неоднократно обследованных детей при условии адекватного контакта с ними. (Обычно это родители длительно лежащих или хронически больных детей, неоднократно госпитализированных в стационар. Такие родители уже имеют достаточное представление обо всем объеме необходимых своему ребенку обследований и о той информации, которая может быть получена именно при УЗИ.) Совершенно по-другому обстоит дело при проведении исследования в условиях поликлиники, когда врач УЗД обязан коротко сообщить родителям ребенка результаты УЗИ. Целесообразно использовать доступные родителям формулировки, не углубляясь в подробности. Если речь идет о динамическом наблюдении за ребенком с установленным диагнозом, то проблем обычно не возникает: родители четко знают, что именно исследуется, и задают конкретные вопросы: Ну, как там наша лоханочка? — типичный вопрос родителей при пиелоэктазиях. Сложнее обстоит дело при первичном установлении какого-либо диагноза: целесообразно очень коротко объяснить суть выявленных изменений, используя обороты типа “...Это не страшно” или “...Это необходимо дообследовать, желательно, в стационаре”. Не следует давать прогноза заболевания: комплексное обследование может выявить совсем не ту патологию, которая предполагалась вначале, и неизбежно провоцирует у родителей сомнения в компетентности врача. Даже если при УЗИ никаких отклонений у ребенка не выявлено, не следует говорить, что “все нормально” или “малыш совершенно здоров”, ведь у ребенка могут быть заболевания, не сопровождающиеся макроструктурными изменениями органов. Удобнее использовать выражения, типа “С моей стороны — все хорошо. Покажитесь своему лечащему врачу — он посмотрит, что у малыша в анализах — и все будет замечательно...”.
Целесообразно предоставить родителям (и детям школьного возраста) информацию о сути метода УЗИ в доступной для них форме, например в виде стенда с ответами на наиболее часто возникающие вопросы. Необходимо разъяснить, какие ощущения у пациента вызывает УЗИ, не вредно ли исследование. Особенно часто родители волнуются, не вредно ли делать нейросонографию, не больно ли ребенку, даже если сами много раз проходили эту процедуру. Ниже предлагается перечень наиболее частых вопросов родителей и варианты ответов. Если эта информация окажется полезной, используйте ее в работе — оформите стенд для родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий