2013-06-06

Особенности УЗИ у детей

Качественное выполнение УЗИ требует оп­ределенной подготовки, особенно при обсле­довании детей.

Если необходимо обследовать ребенка ран­него возраста, которому трудно переносить го­лодание, его можно покормить из бутылочки сонного примерно в 3—4 ч ночи, тогда к 9—10 ч утра он не будет испытывать чувства острого голода и необходимые временные па­раметры будут соблюдены.

Если ребенок получает специальное меди­каментозное лечение, которое требует строго­го по времени принятия лекарств через рот (гормонозависимые дети), то время проведе­ния УЗИ следует подбирать индивидуально.

Часто назначаемая во взрослой практике схема подготовки к УЗИ брюшной полости в ви­де бесшлаковой диеты за 3 дня до исследова­ния — использование слабительных и очисти­тельных клизм накануне — у детей применяет­ся нечасто и почти исключительно у тучных подростков, которые по размерам тела соотве­тствуют взрослым пациентам.


С наполненным мочевым пузырем прово­дится исследование: почек, мочевыводящих путей, брюшной полости и малого таза.

Для оптимального наполнения мочевого пузыря необходимо, чтобы за 1,5—2 ч до иссле­дования ребенок помочился, а затем обильно напоить его, и до проведения исследования он не должен мочиться. Питье представляется на выбор: вода, чай, компот, но не газированные напитки и не молоко. Количество жидкости примерно следующее:

— до 3 лет — 1 стакан;

— дошкольники — 1,5 стакана;

— дети 7—11 лет — 2 стакана;

— подростки — 2,5—3 стакана.

Если ребенок очень крупный, количество жидкости целесообразно увеличить на 100—300 мл (в соответствии с возрастом). В тех же пределах имеет смысл увеличить количест­во жидкости при очень жаркой погоде (+35 °С и свыше).

Объективные сложности возникают при осмотре детей раннего возраста. В таких слу­чаях ребенку целесообразно за 2 ч до исследо­вания начать предлагать его любимый напи­ток в неограниченном количестве, что дает шанс на наполнение мочевого пузыря к мо­менту исследования. Дети раннего возраста мочатся часто, и при достаточной оральной гидратации за 10—15 мин мочевой пузырь пос­ле микции может быть наполнен снова.

В условиях стационара, при необходимости обследования одномоментно и органов пище­варения, и почек, и малого таза, детей с утра просят не кушать, не пить и не мочиться, а УЗИ проводится в начале рабочего дня. Во многих медицинских учреждениях проводится детское УЗИ брюшной полости стоимость которого, как правило, не отличается от стоимости взрослого УЗИ.

При выполнения экстренного исследова­ния, требующего непременного состояния на­полненного мочевого пузыря, возможно как применение диуретиков (очень ограниченно), так и наполнение мочевого пузыря по катете­ру стерильным физиологически раствором в объеме микции:

— новорожденные — около 10—20 мл в зави­симости от веса ребенка;

— грудные — 20—40 мл;

— 1—2 года — 50—100 мл;

— 3—6 лет — 100—150 мл;

— 7—11 лет — около 200 мл;

— подростки — около 300 мл.

УЗИ новорожденным проводится без подготовки, как правило, после кормления (сытые младенцы ведут себя спокойно или спят). Только при по­дозрении на определенные заболевания про­водится специальная подготовка к УЗИ.

Уже с 4—5­месячного возраста младенцы начинают диф­ференцировать окружающих их людей на “свой—чужой”, и если одни дети общительны и любят, когда на них обращают внимание чу­жие, то другие не выносят посторонних лю­дей, тем более их прикосновений. К 1—1,5 го­ду ребенок начинает осознавать потенциаль­ную опасность, и любая незнакомая ситуация воспринимается как вероятно неблагоприят­ная. Учитывая индивидуальные особенности конкретного ребенка, предсказать его поведе­ние практически невозможно: если кому-то из них для спокойного поведения вполне доста­точно присутствия рядом матери, то других ничем не успокоишь и никак не убедишь в бе­зопасности и безболезненности процедуры.

УЗИ ребенку следует выполнять в присут­ствии матери. Если во время УЗИ мама может дать ребенку грудь, то удоб­нее разместить ее со стороны кушетки, проти­воположной нахождению врача, а также она может встать на колени и наклониться над ре­бенком. Головка ребенка поворачивается к ма­тери, и младенец не видит врача, что является дополнительным успокаивающим фактором.

Некоторые дети 1—3 лет даже намеренно закрывают глаза и отворачиваются от доктора. В таких случаях помогает простой прием: ре­бенку дается пеленка, которой он сам укрыва­ется с головой и “прячется” таким образом от доктора.

Медикаментозная загрузка детей для проведения УЗИ использу­ется очень редко и только по строгим показа­ниям.

При осмотре новорожденного его не надо раздевать полностью: обнажаются только участки тела непосредственно в месте поста­новки датчика. Младенцы в тяжелом состоя­нии, а также дети со специальными фиксиру­ющими приспособлениями (на скелетном вы­тяжении, в специальных лонгетах) ос­матриваются непосредственно в транспортных кювезах, на кроватках или каталках, на кото­рых были доставлены на УЗИ.

Детям в возрасте 3—6 лет следует показать датчик, дать потро­гать, чтобы ребенок убедился, что “иголочек там нет”. Дети в этом возрасте обычно очень отзывчивы на внимательное отношение: ма­лыша надо пожалеть, приласкать, можно рас­сказать что-нибудь доброе.

Начиная со школьного возраста, дети уже готовы слушать врача более или менее серьез­но, им следует коротко объяснить необходи­мость проведения исследования, попросить потерпеть немножко, и в большинстве случаев спокойное, ровное общение дает желаемый результат. Многие дети с удовольствием смот­рят на экран монитора, просят показать, как изображение.

Проведение УЗИ подросткам имеет особенности. Подростки стесняются врача, особенно девочки, им лучше прово­дить УЗИ в присутствии матери, тем более ес­ли необходимо исследовать молочные железы или малый таз. Значительные сложности мо­гут возникать при обследовании девочек-подростков в экстренной ситуации — часто у них наблюдается выраженная истероидная реак­ция, нежелание содействовать врачу. Безус­ловно, нет возможности удерживать подрост­ка силой во время проведения исследования — гораздо эффективнее общение в строгих то­нах, не допускающее альтернативы и не остав­ляющее подростку выбора: объективная необ­ходимость быстро “отрезвляет” психологичес­ки незрелых подростков. Параллельно с этим помогают выражения сочувствия девочке, лестные замечания о ее внешности и поведе­нии.

Мальчики-подростки обычно не хотят, что­бы родители присутствовали, и желание целесообразно испол­нить. Не стоит допускать присутствия родите­лей, особенно матери, при УЗИ мошонки у подростков — лишние эмоции матери вовсе не нужны и без того смущенному ребенку.

Все дети подросткового возраста позитивно реагируют на “равноправие” в общении с вра­чом, поэтому следует предоставить ребенку выбор относительно незначительных деталей проведения осмотра: это производит на под­ростков благоприятное впечатление, и устано­вить контракт с ними бывает намного легче. Достаточно самых мелких деталей. Например, можно разрешить подростку самому выбрать пеленку, которая будет расстелена на кушетке, самому определить, будет он разуваться или просто “свесит” ножки с края кушетки, всякий раз добавляя фразу типа “смотри сам, как тебе удобнее”. В большинстве своем под­ростки позитивно реагируют на шутки, в част­ности, по поводу молодежной моды, кино или эстрады, и эмоциональная напряженность проведения УЗИ значительно снижается.

Встречаются ситуации, когда приходится работать с детьми с теми или иными особен­ностями развития: выраженная задержка пси­хического развития, олигофрения, глухота, слепота и т. д. Если рядом находятся родители, проведение осмотра несколько облегчается. При адекватном состоянии и поведении роди­телей они могут точно сообщить, насколько контактен и развит их ребенок, и, соответ­ственно, как следует с ним общаться. То есть если в 13-летнем возрасте развитие ребенка соответствует уровню 5-летнего, то и говорить с ним надо, как с 5-летним.

Отдельного обсуждения требует вопрос об общении с родителями пациентов. Если речь идет о проведении УЗИ в условиях стациона­ра, то целесообразно исключить всякое обще­ние врача УЗД с родителями пациентов, точ­нее, всякую дачу сведений о результатах УЗИ. Правильнее говорить только на общие темы, исключительно для поддержания контактов во время исследования. Дело в том, что обследо­вание в стационаре — это почти всегда поста­новка диагноза в экстренной или неотложной ситуации, а для корректной постановки диаг­ноза только данных УЗИ недостаточно: требу­ется и клинический осмотр пациента, и ре­зультаты анализов. Соответственно, только лечащий врач ребенка (дежурный врач, если ситуация развивается в вечернее и ночное время) обладает всей необходимой информа­цией. Неосторожное замечание врача УЗД мо­жет значительно осложнить дальнейшее об­щение с родителями ребенка, которые, не об­ладая достаточными знаниями, четко фикси­руют разницу в том, что услышали от врача УЗД и сведениями от лечащего врача, что мо­жет провоцировать конфликтную ситуацию. Допустима дача сведений врачом УЗД только родителям неоднократно обследованных де­тей при условии адекватного контакта с ними. (Обычно это родители длительно лежащих или хронически больных детей, неоднократно госпитализированных в стационар. Такие ро­дители уже имеют достаточное представление обо всем объеме необходимых своему ребенку обследований и о той информации, которая может быть получена именно при УЗИ.) Со­вершенно по-другому обстоит дело при прове­дении исследования в условиях поликлиники, когда врач УЗД обязан коротко сообщить ро­дителям ребенка результаты УЗИ. Целесооб­разно использовать доступные родителям формулировки, не углубляясь в подробности. Если речь идет о динамическом наблюдении за ребенком с установленным диагнозом, то проблем обычно не возникает: родители четко знают, что именно исследуется, и задают конк­ретные вопросы: Ну, как там наша лоханочка? — типичный вопрос родителей при пиело­эктазиях. Сложнее обстоит дело при первич­ном установлении какого-либо диагноза: це­лесообразно очень коротко объяснить суть выявленных изменений, используя обороты типа “...Это не страшно” или “...Это необхо­димо дообследовать, желательно, в стациона­ре”. Не следует давать прогноза заболевания: комплексное обследование может выявить совсем не ту патологию, которая предполага­лась вначале, и неизбежно провоцирует у ро­дителей сомнения в компетентности врача. Даже если при УЗИ никаких отклонений у ре­бенка не выявлено, не следует говорить, что “все нормально” или “малыш совершенно здоров”, ведь у ребенка могут быть заболева­ния, не сопровождающиеся макроструктурными изменениями органов. Удобнее исполь­зовать выражения, типа “С моей стороны — все хорошо. Покажитесь своему лечащему врачу — он посмотрит, что у малыша в анали­зах — и все будет замечательно...”.

Целесообразно предоставить родителям (и детям школьного возраста) информацию о сути метода УЗИ в доступной для них форме, например в виде стенда с ответами на наибо­лее часто возникающие вопросы. Необходимо разъяснить, какие ощущения у пациента вы­зывает УЗИ, не вредно ли исследование. Особенно часто родители волнуются, не вред­но ли делать нейросонографию, не больно ли ребенку, даже если сами много раз проходили эту процедуру. Ниже предлагается перечень наиболее частых вопросов родителей и вари­анты ответов. Если эта информация окажется полезной, используйте ее в работе — оформите стенд для родителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...